Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 726 
Next page End  

отсутствует внутренняя структура «я», которая способна обеспечить чувство самоценности.
«Успешное окончание анализа... достигается тогда, когда ранее ослабленное или
фрагментированное нуклеарное «я» анализируемого... укрепилось и консолидировалось настолько, что
оно может функционировать как более или менее самодвижимая, самоуправляемая и
самоподдерживаемая единица, которая обеспечивает основополагающую цель для его личности и
придает чувство смысла его жизни» (Kohut, 1977, р. 138-139).
Кроме теории, Кохут разработал практические приемы лечения расстройств «я». Он установил,
что дефекты структуры «я» становятся заметны при трех ситуациях переноса, или способах видения
собственного психоанализа. При отражающем переносе (mirroring transference) пациент пытается
исправить эти дефекты, воспринимая терапевта как человека, полностью очарованного и
осчастливленного пациентом. Пациент испытывает неутолимую потребность рассказать о каждой
подробности своей жизни. При идеализирующем переносе (idealizing transference) пациент превращает
аналитика в человека, достойного благоговения и восхищения, а затем начинает ощущать собственную
важность и значимость как результат их отношений. При близнецовом переносе (twin transference)
пациент фантазирует, что он и аналитик являются в некотором роде равноправными партнерами,
совершающими совместное путешествие по жизни. В этом случае пациент более не чувствует себя
одиноким или опустошенным. Во всех трех моделях переноса психотерапевтическое вмешательство в
целом схоже: глубокое эмпатическое понимание со стороны аналитика. Перенос и взаимоотношения,
которые он порождает, принимаются и понимаются аналитиком, и в результате пациент может
постепенно интернализовать личность аналитика. Тем самым психическая организация, которую
пациент не смог осуществить с родителями, теперь успешно структурирована, а его здоровье
восстановлено (Kohut, 1977).
Дальнейшее развитие психоаналитической терапии: гештальт-терапия Фрица и Лауры
Перлс
В отличие от Анны Фрейд, Клейн, Уинникотта и Кохута, Фредерик (Фриц) и Лаура Перлс (Fritz
& Laura Perls) считали, что их вклад в психологию личности лежит преимущественно в области
практики психотерапии, а не создания теории. Фактически отсутствие строгого теоретического акцента
во многих поздних работах Перлсов отражает то направление, которым они пытались следовать в
психологии. Фриц вынес теоретическую модель за рамки терапевтического кабинета, включив ее в
общий поток движения за развитие человеческого потенциала (the human potential movement). Его
агрессивный, конфронтационный стиль и его решение работать с людьми перед большой аудиторией
сделало психотерапию известной и доступной. Позже гештальт-терапия стала менее драматичной в
своем исполнении, но более широко понимаемой и применяемой терапевтами, придерживающимися
самых разных убеждений.
Фредерик С. Перлс родился в 1893 году в Берлине, в еврейской семье, принадлежавшей к
нижним слоям среднего класса. Несмотря на то что он испытывал трудности со старшими по
положению на протяжении всей своей юности, он сумел тем не менее получить медицинский диплом,
специализируясь в психиатрии. Заканчивая свою медицинскую подготовку, он служил санитаром в
годы Второй мировой войны. После войны Фриц работал во Франкфурте, где он встретил Лауру. Оба
они, вместе со многими из своих друзей, занимались психоанализом с первыми учениками Фрейда.
Лаура Перлс родилась в 1905 году. Она увлеклась психоанализом в ранний период своей жизни,
прочитав в 16-летнем возрасте «Толкование сновидений» Фрейда. Позже она училась у теологов Пауля
Тиллиха (Paul Tillich) и Мартина Бубера (Martin Buber) (Humphrey, 1986).
«Ни один из нас, вероятно за исключением самого Фрейда, не понимал преждевременности
использования психоанализа при лечении... Мы не видели того, чем он в действительности был:
исследовательским проектом» (F. Perls, 1969 c, р. 142).
В 1927 году Перлсы переехали в Вену, где Фриц начал проходить психоаналитическую
подготовку. Он занимался анализом у Вильгельма Рейха (Райха) (Wilhelm Reich) и работал под
наставничеством ряда других первых ведущих психоаналитиков: Карен Хорни (Karen Horney), Отто
Hosted by uCoz