Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 726 
Next page End  

Фенихеля (Otto Fenichel) и Хелен Дойч (Helen Deutsch). В 1930 году Фриц и Лаура стали мужем и женой.
Угроза прихода к власти Гитлера заставила Перлсов бежать в 1933 году в Голландию, а затем — в
Южную Африку. Внеся элемент новаторства, Лаура начала садиться во время сеанса лицом к своим
клиентам и уделять внимание их позам и жестам, пользуясь своим знакомством с лечебной гимнастикой
и современным танцем (Serlin, 1992).
В 1946 году Фриц и Лаура эмигрировали в США, где продолжали развивать то, что стало затем
гештальт-терапией. В 1952 году они основали сначала на своем факультете Нью-Йоркский институт
гештальт-терапии. Позже Фриц переехал в Лос-Анджелес, а затем, в начале 1960-х гг., стал работать в
Институте Исален (Esalen Institute) в Биг Сюр (Big Sur), Калифорния. Там он проводил семинары,
преподавал и стал известен как выразитель новой философии жизни и метода психотерапии. Он умер в
1970 году на острове Ванкувер, местопребывании первого гештальт-терапевтического общества
(общины) (Gaines, 1979; Shepard, 1975). Пока Фриц был жив, его ученикам было трудно примирить его
персональный стиль, часто отличавшийся резкостью, с гештальт-терапией, которая, хотя и носит
конфронтационный характер, предлагает человеку поддержку.
Лаура, разойдясь с Фрицем, оставалась в Нью-Йорке, возглавляла в течение многих лет Нью-
Йоркский институт и обучала психотерапевтов. Ее взгляды часто резко контрастировали с тем, что
Фриц излагал в своих последних трудах (Rosenfeld, 1978). Лаура умерла в 1990 году в Германии во время
посещения своего родного города.
«Практический акцент на осознании тела стал частью гештальт-терапии благодаря не только
Райху, но и моему продолжавшемуся всю жизнь увлечению современным танцем... и моему знакомству
с системой Александра (Alexander) и Фельденкрайса (Feldenkrais) и другими видами лечебной
гимнастики» (L. Perls, 1992, р. 52-53).
Краткая характеристика гештальт-терапии
Слово гештальт,
как его использовали Перлсы, имеет отношение к работе, проделанной
первоначально в психологии восприятия и начатой в конце XIX века в Германии и Австрии. Хотя не
существует точного английского эквивалента немецкого слова Gestalt, общий смысл его таков: «паттерн
или конфигурация, т. е. определенная организация частей, которая образует нечто целое». Главный
принцип гештальт-подхода заключается в том, что анализ частей никогда не может дать понимания
целого, поскольку целое состоит из частей, дополненных взаимодействием и взаимозависимостью
частей.
«Эта ручная работа вызывает у меня настоящее отчаяние. Я смотрю на гобелен, почти полностью
вытканный, однако неспособный дать общую картину, общий гештальт» (F. Perls, 1969 b).
Один из аспектов этой идеи может быть понят, если обратить внимание на то, как человек в
какой-то ситуации придает осмысленность своим восприятиям, как он делает различия между фигурой и
фоном. На рис. 3.1 дан пример стимула, интерпретация которого зависит от того, что воспринимать в
качестве фигуры, а что — в качестве фона. Если белое пространство рассматривать как фигуру, а черное
— как фон, тогда появится чаша; если же рассматривать как фигуру черное, а белое — как фон, то можно
увидеть силуэт двух голов в профиль. Согласно гештальтистам, феномен, представленный на этой
картинке, показывает, как наш организм выбирает то, что ему интересно в какой-то определенный
момент времени. Человеку, мучимому жаждой, стакан воды, помещенный среди любимых блюд,
покажется фигурой на фоне пищи, тогда как голодному человеку бросится в глаза пища.
Hosted by uCoz