Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 726 
Next page End  

посредством которого люди усваивают нормы, установки и способы действия и мышления, которые не
являются их собственными и которые они ассимилируют или усваивают недостаточно полно для того,
чтобы сделать их своими собственными. Интроецирующим людям трудно провести грань между тем,
что они в действительности чувствуют, и тем, что другие хотят заставить их почувствовать, — или,
говоря попросту, тем, что чувствуют другие. Поскольку концепции или установки, которые они
«заглатывают», несовместимы друг с другом, интроецирующие люди испытывают внутренние
конфликты.
Конфлуэнция (слияние). При этом механизме люди не ощущают границ между собой и своим
окружением. Конфлуэнция делает невозможным здоровый ритм контакта и его прерывания, потому что
и контакт, и прерывание предполагают способность адекватного восприятия другого человека как
другого.
Ретрофлексия. Этот термин означает буквально «поворачиваться резко назад навстречу чему-
то». Ретрофлексирующие люди поворачиваются лицом к себе и, вместо того чтобы направить свою
энергию на изменение своего окружения и манипулирование им, направляют эту энергию на себя. Они
расщепляют себя и становятся одновременно и субъектом, и объектом своих поступков; они являются
«мишенью» всех своих действий.
Проекция. Это стремление сделать других ответственными за то, что исходит из «я». Проекция
подразумевает отказ от собственных импульсов, желаний и поступков, так как человек помещает то, что
принадлежит «я», за пределы последнего.
Фриц Перлс так описывает взаимодействие между этими четырьмя механизмами:
«Интроецирующий делает то, что другие хотели бы заставить сделать его; проецирующий
совершает по отношению к другим то, что, как ему кажется, они делают с ним; человек с патологической
конфлуэнцией не знает, кто совершает какие действия и по отношению к кому; а ретрофлексирующий
делает с собой то, что он хотел бы делать с другими... Как интроекция проявляет себя в использовании
местоимения «я», когда реально подразумевается «они»; как проекция проявляет себя в использовании
местоимений «оно» и «они», хотя реально подразумевается «я»; как конфлуэнция проявляет себя в
использовании местоимения «мы», хотя реальный смысл остается под вопросом; так ретрофлексия
проявляет себя в использовании рефлексирующего [sic] «меня»» (F. Perls, 1973, р. 40-41).
Проекция имеет решающее значение при формировании и понимании сновидений. На взгляд
Фрица Перлса, все составляющие сна — это спроецированные, отброшенные фрагменты нас самих.
Каждый сон содержит, по крайней мере, одну незавершенную ситуацию, которая включает в себя эти
спроецированные фрагменты. Работать над сном — значит снова овладеть этими спроецированными
элементами, тем самым придав законченность незавершенному гештальту.
«Любое нарушение баланса организма представляет собой какой-то неполный гештальт, какую-то
незавершенную ситуацию, вынуждающую организм заняться созиданием, изыскать средства и способы
восстановления этого баланса» (F. Perls, 1969 b, p. 79).
Для размышления. Проекция
Попытайтесь выполнить это упражнение по проекции в небольшой группе, чтобы послушать, как
ее члены описывают друг друга, и поразмышлять над этими описаниями. Осмотрите взглядом
помещение; выберите какой-нибудь объект, который привлекает ваше внимание. Попытайтесь
идентифицировать себя с этим объектом; опишите себя в характеристиках объекта. Описывая объект,
вместо «он» говорите «я». Спустя несколько минут обсудите с группой, что ваши описания могут сказать
о вас самих.
Например, женщина, которая идентифицировала себя с потолочной балкой, описала ее
следующим образом: «Я очень старомодная и бессмысленно украшенная... Я несу на себе огромную
нагрузку» (Adapted from: Enright, 1977).
---
Здоровье
Перлсы определяют психологическое здоровье и зрелость как способность заменить внешнюю
Hosted by uCoz