Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 726 
Next page End  

- Начиная с 1930-х гг. психоаналитики, расширявшие рамки теории и практики Фрейда, стали
изучать менее вербальные или осознаваемые конфликты у маленьких детей. Эти самые ранние
конфликты играют центральную роль в организации психики и часто ответственны за более тяжелые
патологии — пограничные и нарциссические состояния и психозы.
- Классические приемы интерпретации не помогали в распространенной ситуации, когда
нормальные люди страдали от чувства опустошенности, нереальности и утраты смысла жизни. Эти
эмоции, по-видимому, уходили корнями в ранние конфликты.
- Мелани Клейн расширила рамки изучения бессознательного. Ключевым в ее теории стало
понятие инстинкта смерти, который проявляет себя в агрессивных фантазиях и игре детей. Она считала,
что в организации психики эта врожденная агрессия имеет такое же, если не более важное значение, как
и сексуальное влечение.
- Согласно Клейн, проявление сознательной любви неразрывно связано с угрызениями совести,
вызванными деструктивной ненавистью. Стоит нам осознать, насколько внутренне жестокими мы
можем быть по отношению к тем, кого любим, и мы также осознаем, насколько необходимо заботиться
об отношениях, которые мы ценим.
- По теории Клейн, агрессия и любовь действуют в качестве организующих сил психики, причем
агрессия расщепляет ее, а любовь — снова объединяет. Наш опыт общения с наиболее любимыми и
ненавидимыми «объектами» (или значимыми для нас окружающими) определяет наше мировоззрение и
мироощущение.
- Психоаналитическая теория Доналда Уинникотта основывалась на предпосылке, что психику
нельзя понять, если рассматривать ее как существующую в изоляции. Развитие «я» младенца будет
благополучным только в игровой, любящей и, самое главное, отражающей среде, создаваемой
вниманием матери (или основного опекуна).
- Уинникотт заметил, что в основе личностной идентичности лежит прежде всего ощущение
бытия. При формировании личности ощущение собственного существования более значимо, чем
сексуальные или агрессивные влечения. Он считал, что основа всех последующих функций личности
закладывается, когда набирает силу ощущение собственного бытия.
- Психоаналитическая школа я-психологии возникла из наблюдений и практики Хайнца Кохута.
Термин «я» охватывает, по Кохуту, индивидуальное ощущение реальности и цели, честолюбие и
идеалы.
- Разрабатывая практические методы работы с дефектами я-структуры, Кохут предложил три
взгляда на перенос, или три способа видения собственного психоанализа: отражающий перенос,
идеализирующий перенос и близнецовый перенос. Во всех трех вмешательство аналогично: глубокое
эмпатическое понимание со стороны аналитика.
- Согласно гештальт-терапии, анализ частей не может обеспечить понимания целого, поскольку
целое состоит из частей, дополненных их взаимодействием и взаимозависимостью. Для понимания
мира переживаний человека необходимо непосредственное описание этого индивида. Этот мир нельзя
отделять от личного опыта.
- В гештальт-терапии любой аспект поведения человека можно рассматривать как одно из
проявлений целого. Информация собирается исходя из того, что человек делает и как он двигается и
говорит, или на основании того, что мыслится и произносится. Понимание опыта через его описание
предполагает фокусировку внимания на том, как, а не почему что-то происходит.
- Сны, с точки зрения гештальта, рассматриваются в качестве сообщений о незавершенных
ситуациях, включая то, чего мы избегаем делать, чего мы не замечаем в своей жизни, в них проявляются
отрицаемые нами части личности. В этом подходе сон проигрывается, возвращается к жизни, как если
бы он происходил сейчас.
- Гештальт-терапия была создана Фрицем и Лаурой Перлс. Она придает особое значение роли
«здесь и сейчас», а не прошлых событий, энергии эмоций и использованию более конфронтационного
стиля работы.
Ключевые понятия
Hosted by uCoz