Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 217 
Next page End  

социальном целом, в «объективном духе», индивидуумы же остаются равными себе и не
прогрессируют подобно «объективному духу»(они элемент исторический). И мы видим, как
сходятся нити нашего изложения с тем, чтобы получить неожиданный результат. Я
нисколько не сомневаюсь, что вневременная человеческая личность является условием
истинно-этического поведения по отношению к ближним, что индивидуальность, –
предпосылка социального чувства. Если это так, то ясно, почему творец и детище истории,
представляют собою одно и то же существо. Существо – это человек. Таким образом
разрешен старый спор о том, что было раньше: индивидуум или общество: оба даны вместе и
одновременно.
Теперь я считаю совершенно доказанным, что гениальность есть высшая
нравственность. Гениальный человек – самый верный самому себе человек, ничего о себе не
забывающий, болезненно реагирующий на всякую ложь и заблуждение. Но не это только. Он
одновременно самый социальный человек, самый одинокий и самый общительный. Гений –
высшая форма бытия вообще, не только в интеллектуальном, но и в моральном отношении.
Гений самым совершенным образом раскрывает идею человека. Он возвещает на вечные
времена, что есть человек: субьект, объектом которого является вся вселенная.
Не следует заблуждаться. Сознание и только сознание уже само по себе нравственно,
бессознательность – аморальна, и наоборот, все аморальное бессознательно.
«Безнравственный rennii, „великий злодей“ –сказка, созданная, как возможность, великими
людьми в определенные моменты их жизни с тем, чтобы против воли творцов превратиться в
пугало для слабых, пугливых людей. Нет ни одного преступника, который дошел бы до
сознания своего преступления, который думал и говорил бы устами Гагена в „Сумерках
богов“ перед трупом Зигфрида: „Да, я его убил, я, Гаген, убил его насмерть!“ Наполеон и
Бэкон Беруланский, которых приводят в качестве опровержения этого взгляда, непомерно
переоценены или скверно поняты. И к Ницше, особенно там, где он говорит о Борджиа,
следует питать мало доверия в подобных делах. Концепция Дьявола, Антихриста, Аримана,
„радикального зла в человеческой природе“, производит потрясающее впечатление. К гению
же она имеет то отношение, что представляет собою его противоположность, Она – фикция,
рожденная в минуты решительной борьбы великих людей с преступником, таившимся в них.
Универсальная апперцепция, всеобщее сознание, абсолютная вневременность – это
идеал и для «гениального» человека. Гениальность –внутренний императив, факт, не
получающий полного завершения в одном человеке. Поэтому «гениальный» человек меньше,
чем кто-либо другой, в состоянии просто сказать: «Я – гений». Ибо гениальность есть не что
иное, как полное осуществление идеи человека, т. е. то, чем должен быть человек и чем он
принципиально в состоянии стать. Гениальность – высшая нравственность, а потому она –
долг каждого. Человек становится гением путем высшего акта воли, тем, что он утверждает в
себе всю вселенную. Гениальность есть то, что «гениальные» люди сами взяли на себя:
величайшая задача и величайшая гордость, величайшее несчастье и величайшее, блаженство,
которых только может достигнуть человек. Это звучит несколько парадоксально: человек
гениален, если он того хочет.
Пожалуй, возразят мне: очень многие люди охотно превратились бы в «оригинальных
гениев», но одного желания, очевидно, мало. На это мы ответим: если бы эти люди, которые
«охотно превратились бы», имели более ясное представление о том, к чему направлено их
желание, если бы они поняли, что гениальность есть ни что иное, как универсальная
ответственность (а пока предмет не совсем ясен, его можно только желать, но не хотеть), то
надо полагать, что подавляющее большинство этих людей откажется от своего желания.
В этом кроется причина того, что столько гениальных людей сходят с ума. (Глупцы,
конечно, склонны приписать это поклонению культу Венеры или спинномозговой
дегенерации неврастеника). Это те, для которых слишком обременительно стало тащить на
своих плечах, подобно Атланту, всю вселенную, а потому они менее значительные, менее
выдающиеся, не величайшие и не сильнейшие души. Но чем выше человек, тем глубже его
падение. Гений есть преодоление абсолютного ничто, темноты, мрака. Когда же он
Hosted by uCoz