Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 217 
Next page End  

обезличивается и исчезает, то наступает ночь, тем более глубокая и черная, чем обильнее и
ослепительнее был свет, который он испускал. Гений сошедший с ума, не хочет дальше
оставаться гением, вместо нравственности он жаждет счастья. Всякое безумие имеет своим
источником невыносимые страдания, связанные с сознанием. Софокл глубже всех отметил
мотив, почему человек может желать своем собственного помешательства.
Я заключаю эту главу прекрасными словами Пико Мирандолы пробуждающими в нас
память о возвышенном кантовском стиле. Очень может быть, что я своим изложением
облегчил понимание их. В своей речи «О человеческом достоинстве» он описывает
обращение Божества к человеку: «О, Адам, мы не дали тебе ни истинного местопребывания,
ни свойственного тебе облика, ни соответствующей тебе обязанности: ты получишь и
сохранишь то местопребывание, тот образ, то занятие, какое сам изберешь по собственному
желанию. Природа, законченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках,
предписанных нам законов, но ты, не побуждаемый ровно никакими стеснениями, сам, по
собственному суждению, предпишешь себе свой закон, во власть которого я поставил тебя. Я
поставил тебя в средине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за всем тем, что
происходит в этом мире. А для того, чтобы ты сам, как бы свободный и почтенный пластик и
скульптор, мог нарядить себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы, я не
создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным. Ты можешь
выродиться в низшее существо, к которому принадлежит животное, но в то же время, по
твоей собственной воле, ты можешь и возродиться до существа высшего, к которому
принадлежит Божество».
О, великая либеральность Бога Отца, о величайшее и удивительнейшее счастье
человека! Кому дано иметь то, что захочет, быть тем, чем пожелает! Животные, рождаясь,
приносят с собою из чрева матери все, чем суждено им быть. Высшие же духи уже почти с
самого начала были тем, чем они будут в постоянной вечности. Отец указал человеку при его
рождении на все семена и все зародыши жизни. О каких он будет заботиться, те и будут
цвести в нем и принесут плоды: если они растительного мира – станет растением, если
чувственного мира – животным; если духовного – станет существом небесным, если
интеллектуального мира станет ангелом и сыном Божим. И если человек, недовольный
никаким родом творения, сочтет самого себя центром вселенной, то став духом единым с
Богом, предстанет в одинокое жилище Отца, который над всем возвышается, на котором все
зиждется.
Глава IX.
Мужская и женская психология
Пора вернуться к основному вопросу нашего исследования. Разрешение его теперь
значительно облегчено предшествовавшим разбором различных второстепенных явлений,
который очень часто грозил увести нас далеко в сторону от главной темы.
Следствия, вытекающие из развитых основных положений для психологической
характеристики полов, до того радикальны, что могут отпугнуть от себя даже человека,
который до сих пор соглашался с нашими выводами. Здесь не место анализировать
основания для подобного отношения к ним. В этой главе я хочу выдвинуть наиболее веские
аргументы, которые должны будут окончательно убедить нас в правильности выставленного
мною тезиса и совершенно обессилить все возражения, которые он может вызвать.
Разбираемый нами вопрос вкратце заключается в следующем. Мы видели, что
логический и этический феномены, сливаясь в одну высшую ценность в понятии истины, с
неизбежностью приводят нас к принятию умопостигаемого «я», какой-то души, как бытия
высшей, сверхэмпирической реальности. Для существа, которое подобно Ж, лишено
логического и этического феноменов, нет оснований для принятия подобного положения.
Истинно женское существо не знает ни логического ни нравственного императива. Слова:
закон, долг, долг по отношению к себе совершенно пустой звук для женщины. Отсюда
Hosted by uCoz