Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 217 
Next page End  

напомнить ему о совершенном им преступлении. Это ясно доказывает, что он имел раньше
определенное отношение к идее, но теперь не хочет вызвать в своей памяти факт измены
своему бывшему, лучшему «я». Ни один преступник еще не думал серьезно о том, что люди
учиняют над ним несправедливость, подвергая его наказанию, женщина, напротив, убеждена
в том, что ее обвинитель руководствуется только злым умыслом. Никто не в состоянии будет
ей доказать, что она совершила преступление, если сама не захочет этого понять. Когда
начинают ее увещевать, то весьма часто бывает, что она бросается в слезы, просит прощения
и кается, что «узрела всю свою вину», она серьезно убеждена, что чувствует всю тяжесть ее.
Все это возможно только при известном желании с ее стороны: сами эти слезы доставляют
ей томительное наслаждение. Преступник запирается, его нельзя сразу переубедить, но
мнимое упорство женщины при известном умении со стороны обвинителя легко
превращается в такое же мнимое сознание виновности. Страдания в одиночестве под
тяжестью преступления, тихие слезы, отчаяние от позора, запятнавшего ее на всю жизнь все
это вещи совершенно неизвестные женщине. Кажущееся исключение из этого правила –
именно флагеллантка, кающаяся, бичующая свое тело. впоследствии нас еще убедит в том,
что женщина чувствует себя виновной только в компании с другими.
Итак, я не говорю, что женщина зла, антиморальна, скорее я утверждаю, что она не
может быть злой: она – аморальна, низка.
Женское сострадание и женская непорочность – два дальнейших феномена, на которые
неоднократно ссылается ценитель женской добродетели. В частности, доброта и женское
сочувствие дали повод к созданию чудесной сказки о душе женщины, но самым
неотразимым аргументом в пользу высшей нравственности женщины явилась женщина, как
сиделка, как сестра милосердия. Я касаюсь этого пункта без особенного желания и охотно
оставил бы его без внимания, но меня вынуждает к этому возражение, которое мне лично
выставили в одном разговоре и второе, вероятно, повторят и другие. Совершенно ошибочно
предполагать, будто ухаживание женщин за больными доказывает их сострадание, по-моему,
это свидетельствует о наличности у них совершенно противоположной черты. Мужчина
никогда не в состоянии был бы смотреть на страдания больных: один вид этих страданий до
того мучительно подействовал бы на него, что он совершенно измучался бы, а потому не
может быть и речи о каком-нибудь продолжительном ухаживании мужчины за пациентами.
Кто наблюдал сестер милосердия, тот, вероятно, немало удивлялся их равнодушию и
«мягкости» даже в минуты самых отчаянных страданий смертельно больных. Так оно и
должно быть. Ибо мужчина, который не может хладнокровно созерцать страдания и смерти
других людей, мало помог бы делу. Мужчина хотел бы успокоить боль, задержать
приближение смерти, словом, он хотел бы помочь, но где помочь нельзя, там для нем нет
места, там вступает в свои права ухаживание – занятие, для которого наиболее
приспособлена женщина. Жестоко заблуждаются, когда деятельность женщин на этом
поприще объясняют какими-либо иными соображениями, кроме утилитарных.
К этому присоединяется еще то обстоятельство, что женщине совершенно чужда
проблема одиночества и общества. Она наиболее приспособлена к роли компаньонки (чтицы,
сестры милосердия) именно потому, что она никогда не выходит из своего одиночества. Для
мужчины состояние одиночества и пребывание в обществе составляют, так или иначе,
проблему, хотя бы он только одно из двух признавал для себя возможным. Чтобы ухаживать
за больным, женщина не оставляет своего одиночества. Если бы она в состоянии была
оставить его, то ее поступок мог бы быть назван нравственным. Женщина никогда не
одинока, она не питает особенной склонности к одиночеству, но и не чувствует особенного
страха перед ним. Женщина, даже будучи одинокой, живет в самой тесной связанности со
всеми людьми, которых она знает: это лучшее доказательство того, что она не монада, так
как монада все же имеет свои границы. Женщина по своей природе безгранична, но не в том
смысле, как гений, границы которого совпадают с границами мира. Под безграничностью
женщины нужно понимать только то, что ничто существенное не отделяет ее от природы и
людей.
Hosted by uCoz