Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 217 
Next page End  

которая, как увидим дальше, каждый мужчина в силу особой потребности своей предъявляет
к женщине. И на первый взгляд это может показаться действительно правильным: ведь для
женщины – матери мужчина сам по себе не играет никакой роли, а если он и играет
некоторую роль, то в той только мере, в какой она может относится к нему, как к ребенку.
Но следует заметить, что целомудрие чуждо в одинаковой степени как женщине – матери,
все мысли которой направлены на ребенка, так и проститутке, которая страстно жаждет
мужчину.
Эта иллюзия нравственности не остается без награды: мужчина самым
неосновательным образом возносит женщину – мать в моральном и социальном отношении
над проституткой. Женщина-проститутка совершенно игнорирует тот масштаб ценности,
которого придерживаются мужчины. Она не подчиняется идеалу девственности, которого
мужчины так настойчиво требуют. Она протестует против всего этого в самых
разнообразных формах. В открытой ли форме светской дамы, в слабой ли, массивной форме
демимондки или, наконец, в форме открытой демонстрации уличной проститутки – все в ней
протест. Этим объясняется исключительное положение проститутки в обществе: она стоит
вне права, вне закона, вне сферы социального уважения. Женщине-матери не стоит
особенного труда подчиниться воле мужчины: ведь главным для нее является жизнь ребенка,
жизнь рода.
Другое дело – проститутка. Она по крайней мере живет исключительно своей жизнью,
хотя бы ей это досталось (я беру крайний случай) ценой общественном презрения. В ней,
правда, нет того мужества, что у матери, она труслива насквозь, но зато обладает
неизменным коррелатом трусости, т. е. нахальством, а потому она и не стыдится своем
бесстыдства. Склонная от природы к многомужеству, она отдается всем мужчинам, не
ограничиваясь одним только основателем семьи. Она дает безграничный простор своему
влечению, удовлетворяя его на зло всему.
Она – владычица, которая отлично понимает, что в ее руках – власть.
Женщину-мать легко смутить, еще легче оскорбить, проститутку же никто не в
состоянии задеть, оскорбить. Мать, как хранительница рода, семьи, обладает сознанием
чести, проститутка же игнорирует всякое общественное уважение, в этом ее гордость, это
заставляет ее высоко держать свою голову. Но мысль, что у нее нет никакой власти, эту
мысль она не в состоянии понять. Все люди заняты ею, думают только о ней живут ею
одной, вот в чем ее никак разубедить нельзя. Оно и в действительности так.
Женщина-проститутка – эта женщина, как дама, обладает наибольшей властью среди всех
других людей. Она оказывает преобладающее, даже исключительное влияние на всякую
человеческую жизнь которая не определяется мужскими союзами (начиная с гимнастических
клубов и кончая государством).
Здесь мы видим полнейшую аналогию между проституткою и великим завоевателем в
области политики. Подобно Александру и Наполеону, великая, чарующая своею прелестью
проститутка рождается раз в тысячу лет и, родившись, победоносно шествует по всему миру,
подобно этим великим завоевателям.
Каждый такой человек содержит в себе нечто родственное проститутке (каждый
политик является некоторым образом и народным трибуном, а в трибунате лежит элемент
проституции). В сознании своей власти ни завоеватель, ни проститутка не могут быть
смущены кем бы то ни было, в то время как другие люди очень легко смущаются. Как и
великий трибун, всякая проститутка уверена, что она может осчастливить человека своим
разговором с ним. Обратите внимание на такую женщину, когда она обращается к
полицейскому за справкой или входит в какой-нибудь магазин. Безразлично, приказчики ли
там или приказчицы, купила ли она ценную или очень ничтожную вещь, она глубоко
убеждена в том, что раздает какие-то подарки на все стороны. Те же элементы можно
раскрыть и во врожденном политике. Стоит только вспомнить отношение Гете, насквозь
проникнутого сознанием своего «я», к Наполеону в Эрфурте для того, чтобы видеть, что
многие глубоко убеждены в этой способности подобных людей действительно одарять всех
Hosted by uCoz