Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 217 
Next page End  

дополнении. Но нет никакой возможности расцвести этому чувству любви там, где
упомянутая «интроекция» стоит в самом непримиримом противоречии с действительностью.
И несмотря на всю их противоположность, все же сексуальность и эротика кроют в себе
нечто аналогичное. Сексуальность пользуется женщиной, как средством удовлетворения
своей страсти и произведения на свет телесного ребенка. Эротика же рассматривает
женщину, как средство для достижения ценности, и духовного ребенка, продуктивности.
Бесконечно глубокий, хотя, по-видимому, мало понятый смысл кроется в словах
платоновской Диотимы, что любовь относится не к прекрасному, а к созиданию, к зачатию в
прекрасном, к бессмертию в духовном, как низменное половое влечение относится к
продолжению человеческого рода. В ребенке, как телесном, так и духовном, отец жаждет
только найти себя: конкретное осуществление своего «я», которое составляет сущность
любви, есть ребенок. Поэтому художник так часто обращается к женщине, когда хочет
создать произведение искусства. «Когда человек не без зависти смотрит на Гомера, Гезиода
и других выдающихся поэтов, на те великие создания, которые они оставили после себя и
которые доставили им неувядаемую славу и бессмертную память среди людей, тогда всякий
кается, что он предпочел бы иметь таких детей… Вы преклоняетесь перед Солоном, так как
он создал законы, вы преклоняетесь перед многими другими греками и варварами, которые
создали много прекрасных творений и проявили многообразную добродетель. Ради их детей
вы создали им священные капища, а ради создания человеческих детей – ничего и никому не
создали».
Это не одна только формальная аналогия или случайное словесное совпадение, когда
мы говорим о духовной плодовитости, духовном зарождении и продуктивности или, следуя
за Платоном, о духовных детях в более глубоком смысле. Как телесная сексуальность
является попыткой органического существа дать своему образу, своим формам длительное
существование, так и каждая любовь в основе своей есть стремление окончательно
реализовать нашу душевную форму, нашу индивидуальность. Здесь находится тот мост,
который связывает волю к собственному увековечению (так можно было бы назвать то, что
есть общего у сексуальности и эротики) с ребенком. Половое влечение и любовь – оба они
являются попытками реализовать свое «я». Первое хочет увековечить индивидуум путем
телесного изображения, вторая– увековечить индивидуальность в ее духовном идеальном
подобии. Только гениальный человек знает абсолютно бесчувственную любовь. Только он
стремится создать вневременных детей, в которых получает выражение его глубочайшая
духовная сущность.
Эту параллель можно проследить еще дальше. Многие, вслед за Новалисом,
неоднократно повторяли, что половое влечение содержит в себе нечто родственное
жестокости. Эта «ассоциация» имеет глубокое основание. Все, что рождено от женщины,
должно непременно умереть. Перед ранней, преждевременной смертью в каждом существе
вспыхивает сильнейшее половое влечение – это потребность оставить по себе какое-нибудь
создание. Таким образом, половой акт не с одной только психологической, но также
этической и натурфилософской точки зрения кроет в себе глубочайшее родство с убийством:
он отрицает женщину, он отрицает также мужчину. В идеальном случае он лишает их обоих
сознания с тем, чтобы дать жизнь ребенку. Для этического мировоззрения вполне понятно,
что всякое создание, возникшее таким путем, должно непременно погибнуть. Но для высшей
эротики, как и для низшей сексуальности, женщина не является самоцелью, а только
средством дать возможно полное и чистое отражение «я» любящего человека. Произведения
художника представляют собою не что иное, как его неизменное «я» на различных этапах
его жизненного пути, «я», которое он большей частью приписывает той или иной женщине,
хотя бы эта женщина являлась плодом его богатой фантазии.
Реальная психология возлюбленной женщины при этом всегда исключается: в тот
момент, когда мужчина любит женщину, он не может проникнуть взором в ее духовную
сущность. В любви обыкновенно не становятся к женщине в отношения взаимопонимания,
которые являются единственно нравственными отношениями между людьми. Нельзя любить
Hosted by uCoz