Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 217 
Next page End  

научно-философского исследования.
Чего женщина не хочет, мы уже выяснили. Теперь мы посмотрим, в чем заключается ее
глубочайшее стремление и насколько оно противоположно стремлению мужчины.
Глава XII.
Сущность женщины и ее смысл во вселенной
Erst Mann und Weib zusammen machen den Menschen aus.
Kant
Все глубже и глубже уходил наш анализ в оценках женщины, шаг за шагом мы должны
были отказать ей во всем возвышенном, благородном, величественном и прекрасном. Наше
исследование теперь предпринимает самым крайний, самый решительный шаг в этом
направлении, а потому я, во избежание возможных недоразумений, хочу теперь же обратить
внимание на одно обстоятельство, к которому я еще впоследствии вернусь: ничто мне не
чуждо в такой степени, как желание оправдать азиатскую точку зрения в исследовании
сущности женщины. Кто внимательно следил за моим словами, когда я говорил о той
несправедливости, которую терпит на себе женщина, благодаря всевозможным проявлением
сексуальности и даже эротики, тот отлично поймет, что эта книга не имеет своей целью петь
хвалу гарему. Такая проблематическая по отношению к женщине кара совершенно
обезличила бы великую суровость нашего приговора. Ведь можно требовать равноправия
для женщин и мужчин и без веры в моральное и интеллектуальное равенство их. Можно без
риска навлечь на себя подозрения в непоследовательности, отбросить все варварское в
отношениях к женскому полу и вместе с тем признавать непроходимую космическую
противоположность между сущностью мужчины и женщины. Нет ни одного мужчины, в
котором не жило бы нечто сверхчувственное, который совершенно был бы лишен доброты,
но нет и ни одной женщины, к которой мы могли бы применить сказанные только что слова.
Мужчина, представляющий собою олицетворение низости, стоит бесконечно выше наиболее
возвышенной из женщин. Он настолько возвышается над ней, что невозможно здесь
говорить о каком-нибудь сравнении или сопоставлении, и тем не менее, никто не имеет
права притеснять или угнетать женщину, даже низко стоящую. Требование равенства перед
законом вполне справедливо, но это нисколько не повлияет на глубокого, тонкого знатока
человеческой души: он останется при прежнем убеждении своем, что между обоими полами
существует Диаметральнейшая противоположность. Насколько поверхностны в своих
психологических исследованиях материалисты, эмпиристы и позитивисты (не говоря уже о
глубоком, проникновенном взгляде социалистических теоретиков), видно из того, что и из их
среды мы неоднократно слышали и теперь еще слышим голоса в пользу изначально
прирожденного психологического равенства между мужчиной и женщиной.
Далее позволю себе надеяться, что я вполне застрахован от смешения моей точки
зрения с тривиальными взглядами П. Ю. Мебиуса которые можно приветствовать, как
смелую реакцию против распространенного общего течения. Женщину нельзя назвать
«физиологически слабоумной». Я также не разделю того взгляда, что выдающиеся женщины
представляют собою явление вырождения. С моральной точки зрения следует
приветствовать таких женщин, так как они мужественнее всех прочих и являют собою
прямую противоположность вырождению т.е. прогресс и победу. С биологической же точки
зрения в них следует признать явление вырождения в такой же или не в большей степени,
чем в женственном мужчине (когда к последнему не применяют этической оценки). Что
касается промежуточных половых форм, то они в ряду существующих организмов
представляют собою вполне нормальное, ничуть не патологическое явление, а потому и
наличность их нельзя рассматривать, как признак физической деградации телесного
декаданса.
Hosted by uCoz