Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 217 
Next page End  

занимаются охотой и военным промыслом, все же тяжелые и грязные работы оставлены на
попечение женщин. Но последние не жалуются, да и не чувствуют своего приниженного
состояния. Они, напротив, так сильно проникнуты мыслью о правильности и закономерности
такого порядка вещей, что самым глубоким оскорблением и кровной обидой, которую
можно нанести женщине дакотке, является следующая: «Гнусная женщина… я видела, как
твой муж тащил дрова к себе домой, чтобы затопить печку. Где была его жена, что он
вынужден был превратиться в женщину?»
Эта необычайная определяем ость женщины при помощи всего, лежащего вне ее, в
основе своей совершенно тождественна с тем фактом, что она легче и чаще поддается
внушению, чем мужчина. Все это соответствует той пассивной роли, которую женщина
играет как в самом половом акте, так и во всех стадиях, предшествующих ему. В этом
выражается общая пассивность женской природы, благодаря которой женщины в конечном
итоге усваивают и акцептируют даже те мужские оценки, к которым они по существу не
имеют никакого отношения. Женщина насквозь проникается взглядами мужчины и ее
собственная идейная жизнь пропитывается чуждыми ей элементами. В глубокой лживости
своей природы она является поборницей нравственности, но этого нельзя даже назвать
лицемерием, так как этим признанием нравценности она не прикрывает ничего
антиморального, а усваивает и применяет совершенно гетерономный завет. Все это вместе
взятое может, поскольку женщина сама лишена правильной оценки явлений, протекать
очень гладко и легко, может вызвать обманчивую видимость высшей нравственности. Но
дело сильно осложняется, когда все это приходит в коллизию с единственной врожденной
общеженской оценкой – высшей оценкой полового акта.
Утверждение между людьми полового общения, как высшей ценности, протекает у
женщины совершенно бессознательно. Ведь у женщины этому утверждению не
противостоит, как у мужчины, возможность его отрицания, иными словами, нет той
двойственности, которая необходима для фиксации. Ни одна женщина не знает, никогда не
знала да и не может знать, что она собственно делает, когда удовлетворяв своему влечению к
сводничеству. Женственность совершенно тождественна сводничеству. Вот почему женщине
пришлось бы выступить из пределов своей собственной личности, чтобы подметить и понять
тот факт, что она сводничает. Таким образом, глубочайшее хотение женщины, истинное
значение и смысл ее существования остается вне пределов ее сознания. Нет никаких
препятствий к тому, чтобы мужская отрицательная оценка сексуальности вполне покрыла в
сознании женщины ее собственную положительную. Рецептивность женщины заходит так
далеко, что она в состоянии отрицать тот единственный положительный элемент, который
составляет исключительную природу женщины.
Но ложь, которую совершает женщина, приписывая себе взгляд мужского общества на
сексуальность, на бесстыдство и объявляя мужской критерий всех поступков своим
собственным – эта ложь никогда не осознается ею. Женщина приобретает вторую натуру, не
предполагая даже, что это не ее истинная натура. Она серьезно убеждена, что представляет
собою что-то: она глубоко уверена в искренности и изначальности своего нравственного
поведения и суждения. Так глубоко засела эта ложь, эта органическая или, если можно так
выразиться, эта онтологическая лживость женщины. В этом пункте женщины вводят в
заблуждение, кроме других, еще и себя. Дело в том, что нельзя безнаказанно подавлять извне
свою природу таким образом, да еще искуственными мерами. Но гигиена не оставляет
женщину без кары за подобное отрицание своей природы: она наказует ее истерией.
Из всех неврозов и психозов истерические явления представляют для психолога самую
увлекательную тему. Они бесконечно сложнее, а потому и заманчивее, чем меланхолия,
которую относительно легко вызвать в своих переживаниях, или простая паранойя.
Почти все психиатры питают упорное недоверие к различным психологическим
анализам. Уже a limine они допускают объяснение явлений с помощью патологического
изменения в тканях или отравлений пищей, но они отказывают психологического элементу в
первичной действенности. Но так как до сих пор еще не доказано, что психический элемент
Hosted by uCoz