Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 217 
Next page End  

должен занимать второе место в сравнении с физическим, все указания на принцип
«сохранения энергии» решительно отвергнуты самыми выдающимися физиками, то этот
предрассудок можно, по справедливости, оставить без внимания. Выяснение «физического
механизма» истерии может пролить свет на различные стороны этого явления, а пожалуй и
на все явление. Тот факт, что все данные, которыми мы располагаем в настоящее время по
вопросу об истерии, найдены именно путем такого исследования, заставляет нас
предположить, что этот путь наиболее надежный. Я имею здесь в виду исследования,
непосредственно связанные с именами Пьера Жане и Оскара Фогта, а особенно И. Брейера и
3. Фрейда. Дальнейшее исследование и раскрытие явления истерии необходимо производить
в том направлении, по которому следовали эти ученые, т.е. надлежит воссоздать тот
психологический процесс, который привел к этой болезни.
Если принять определенное сексуальное «травматическое» переживание в качестве
наиболее обычного (по Фрейду, единственного) повода к заболеванию, то, по моему мнению,
возникновение этой болезни следует представлять себе схематически таким образом:
женщина находилась под влиянием какого-нибудь полового впечатления или представления,
которое она восприняла в известном прямом или непосредственном отношении к себе. И вот
в ее психике разгорается конфликт. С одной стороны, мужская оценка, которая насквозь
проникла в ее существо, привилась к ней, перешла в ее сознание в виде доминирующего
начала, заставляет ее отвергнуть это представление, возмущаться им и чувствовать себя
несчастной из-за него. С другой стороны, ее собственная женская природа действует в
противоположном направлении: она положительно оценивает это представление, одобряет,
желает его в самых глубоких бессознательных основах своего существа. Этот именно
конфликт постепенно нарастает и бродит внутри ее, пока не разряжается припадком. Вот
такая женщина являет собою типическую картину истерического состояния. Этим
объясняется, почему больная ощущает половой акт, как «чужеродное тело в сознании», тот
половой акт, который она, по ее глубокому убеждению, решительно отвергает, но которого
фактически требует ее изначальная природа, это нечто в ней. Колоссальная интенсивность
желания, которое усиливается по мере увеличения числа попыток, направленных к его
подавлению, и параллельно с этим тем более сильное и оскорбленное отрицание мысли о
половом акте – вот та пестрая игра двух чувств, которая совершается в истеричке.
Хроническая лживость женщины особенно обостряется, когда дело кажется основного
пункта, когда женщина впитывает в себя также этически отрицательную мужскую оценку
сексуальности. А ведь всем известен тот факт, что сильнее всех поддаются влиянию
мужчины именно истерички. Истерия есть органический кризис органической лживости
женщины. Я не отрицаю, что есть и истеричные мужчины, хотя значительно реже: ибо среди
бесконечного числа различных психических возможностей мужчины есть одна, а именно –
это обратиться в женщину, а вместе с тем и в истеричку. Несомненно существуют и лживые
мужчины, но в данном случае кризис протекает совершенно иначе (также и лживость здесь
иная, не такая безнадежная): он ведет к просветлению, хотя очень часто на весьма короткий
срок.
Это проникновение в органическую лживость женщины, в ее неспособность составить
себе истинное представление о своей собственной сущности, неспособность, которая ведет
ее к образу мышления, совершенно чуждому ей – все это дает, на мой взгляд, в принципе
вполне удовлетворительное разрешение тех трудностей, которые связаны с этимологией
истерии. Если бы добродетель была вполне свойственна женщине, то последняя не страдала
бы от нее, на самом деле она расплачивается за ту ложь, которую совершает против своей
собственной, в действительности, неослабленной природы. В частности, отдельные
положения требуют дальнейшего выяснения и подтверждения.
Явление истерии ясно свидетельствует о том, что лживость женщины, которая так
глубоко засела в ее природе, занимает не столь прочное положение, чтобы быть в состоянии
вытеснить все прочее. Женщина усвоила себе целую систему чуждых ей представлений и
оценок путем воспитания или общения с другими людьми: или, вернее, она послушно и
Hosted by uCoz