Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 217 
Next page End  

тщательного и благородного углубления в содержание и сущность его.
В качестве предмета ближайших рассуждении я выбрал еврейство. При этом я
руководствовался тем соображением, что оно, как далее видно будет, является самым
упорным и подчас опасным противником тех воззрений, которые уже были развиты до сих
пор и которые предстоит еще развить в дальнейшем кроме того, оно возражает против
главной точки зрения, лежащей в основе моего исследования. Следует заметить, то
еврейство обнаруживает черты антропологического родствa с обеими упомянутыми расами:
с неграми и с монголами. На негров указывают столь распространенные среди евреев
курчавые волосы. На примесь монгольской крови указывает столь обычная среди евреев
китайская или малайская форма лицевой части черепа, которой всегда соответствует
желтоватый оттенок кожи.
Все это результат ежедневного опыта, и только в этом смысле нужно понимать наши
замечания. Антропологический вопрос о происхождении еврейства, кажется, совершенно
неразрешим. Даже столь ин-тересный ответ, какой дал Г. С. Чемберлен в своих знаменитых
«Основах XIX века», вызвал в новейшее время целую массу возражений. Я не обладаю
достаточными знаниями, чтобы разбирать этот вопрос. то, что здесь будет, хотя и кратко, но
возможно глубже проанализировано, относится к психическому своеобразию еврейского
элемента. Эта задача лежит в сфере психологического наблюдения и расчленения. Она
разрешима вне всяких гипотез об исторических явлениях, которые в настоящее время уже не
поддаются контролю. Объективность, это главное, что необходимо соблюдать при
разрешении поставленного вопроса. Это тем более важно, что отношение к еврейству в
настоящий момент является самой важной и резкой стороной национального вопроса,
которую каждый старается публично разрешить и которая всюду служит теперь основным
принципом разделения цивилизованных людей. И нельзя утверждать, чтобы та ценность,
которую придают открытому заявлению в этом вопросе, не соответствовала бы серьезности
и глубокому значению его, чтобы люди преувеличивали огромную важность этом вопроса.
Тот факт, что мы сталкиваемся с ним повсюду, исходили ли мы из культурных или
материальных, из религиозных или политиче-ких, из художественных или научных, из
биологических или исторических, характерологических и философских проблем, этот факт,
вероятно, имеет глубочайшую основу в существе самого еврейства. Отыскатьэту причину
есть задача, для которой никакой труд не может казаться чрезмерным, ибо результат, во
всяком случае, должен нас бесконечно вознаградить.
Но предварительно я хотел бы точно определить, в каком смысле я говорю о еврействе.
Я говорю здесь не о расе и не о народе, еще меньше о вероисповедании, официально
признанном законом. Под еврейством следует понимать только духовное направление,
психическую конституцию, которая является возможностью для всех людей, но которая
получила полнейшее осуществление свое в историческом еврействе. Что это так,
доказывается ничем иным, как антисемитизмом. Самые настоящие, наиболее арийские из
арийцев, уверенно сознающие свое арийство, не бывают антисемитами. Нет никакого
сомнения, что их могут неприятно поразить бьющие в глаза еврейские черты, но
антисемитизма в общем, того антисемитизма, который насквозь проникнут
человеконенавистничеством, они совершенно постичь не могут. Это именно те люди,
которые среди защитников еврейства известны под именем «филосемитов». В тех случаях,
когда уничтожают или нападают на еврейство приходят на выручку их мнения относительно
юдофобства, мнения, исполненные чрезвычайного удивления и глубокого негодования3.
Напротив, в агрессивном антисемите можно всегда заметить некоторые еврейские черты.
Они могут и запечатлеться и на его физиономии, хотя бы его кровь была чиста от всякой
семитической примеси.
Да иначе и быть не может. Подобно тому, как мы в другом человеке любим именно то,
к чему сами стремимся и чего никогда вполне достичь не можем, мы ненавидим в другом то,
чего мы не хотели бы видеть в себе, но что все-таки отчасти свойственно нам.
Человек не может ненавидеть то, с чем у него нет никакого сходства. Только другой
Hosted by uCoz