Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 217 
Next page End  

искусство. Поэтому самое обыкновенное пение, которое вкладывает в мелодию всю свою
душу, есть не еврейское пение. Ясно, что определять сущность еврейства это задача очень
трудная. У еврея нет твердости, но и нет нежности, он скорее жесток и мягок. Он ни
неотесан. ни тонок, ни груб, ни вежлив. Он – не царь и не вождь, но и не пленник и не
вассал. Чувство потрясения ему незнакомо, но ему также чуждо и равнодушие. Ничто не
является для него очевидным и понятным, но он также не знает истинного удивления. У него
нет ничего об-щего с Лоэнгрином, но нет никакого родства и с Тельрамундом, кото-рый
живет и умирает с честью. Он смешен, как студент-корпорант, но он даже не настоящий
филистер. Он не меланхоличен, но он и не легкомыслен от всего сердца. Так как ему чужда
всякая вера, он бежит в сферу материального. Отсюда и его алчность к деньгам: здесь он
ищет некоторой реальности, путем «гешефта» он хочет убедиться в наличности чего-то
существующего. «Заработанные деньги» – это единственная ценность которую он признает
как нечто действительно существующее. И тем не менее он все же не настоящий делец:
«неистинное», «несолидное» в поведении еврейского торговца есть лишь конкретное
проявление в деловой сфере того же еврейского существа, которое и во всех остальных
отношениях лишено внутренней тождественности. Итак, «еврейское» есть определенная
категория, и психологически его нельзя ни сводить к чему-либо, ни определить. С
метафизической точки зрения оно тождественно с состоянием, предшествовавшим бытию.
Интроспективный анализ не идет больше известной внутренней многозначности, отсутствия
какой бы то ни было убежденности, неспособности к любви, т.е. к беззаветной преданности
и жертве.
Эротика еврея сентиментальна, его юмор – сатира, но всякий сатирик сентиментален,
как каждый юморист – эротик наизнанку. В сатире и сентиментальности и заключается та
двойственность, которая и составляет сущность еврейства (ибо сатира слишком мало
замалчивает, а потому и является подражанием юмору). Но им обеим присуща та усмешка,
которая так характеризует еврейское лицо: не блаженная, не страдальческая, не гордая, не
искаженная усмешка, а то неопределенное выражение лица (физиономический коррелат
внутренней многозначности), которое говорит о бесконечной готовности с его стороны на
все соглашаться. Но это именно сведетельствует об отсутствии у человека уважения к
самому себе, того уважения, которое может послужить основой для всякой другой
«verecundia».
Изложение мое отличалось той ясностью, которая позволяет мне надеяться, что мой
взгляд на сущность еврейства был правильно понят. Если что и осталось неясным, то пусть
король Гакон из «Претендентов на корону» Ибсена и доктор Штокман из «Врага народа»
покажут, что остается навеки недоступным для настоящего еврея: непосредственное бытие,
милость Божья, трубный глас, мотив Зигфрида, самотворчество. Еврей поистине «пасынок
Божий на земле», и в действительности нет ни одного еврея – мужчины, который испытывал
хотя бы смутные страдания от своего еврейства, т.е. в глубочайшей основе своей – от своего
неверия.
Еврейство и христианство составляют две самые крайние, неизмеримые
противоположности: первое есть нечто разорванное, лишенное внутренней тождественности,
второе – непреклонно-верующее, уповающее на Бога. Христианство есть высший героизм,
еврей же никогда не бывает ни единым, ни цельным. Поэтому еврей труслив. Герой – это его
прямая противоположность.
Г. С. Чемберлен сказал много верного о поразительном, прямо ужасающем
непонимании, которое еврей проявляет к образу и учению Христа, к борцу и страдальцу в
нем, к его жизни и смерти. Но было бы ошибочно думать, что еврей ненавидит Христа, ибо
еврей не Антихрист, он вообще к Христу никакого отношения не имеет. Строго говоря,
существуют только арийцы, которые ненавидят Христа, – это преступники. В еврее образ
Христа, не поддающийся его пониманию, вызывает чувство тревоги и неприятной досады,
так как он недосягаем для его склонности к издевательству и шутке.
Тем не менее сказание о Новом Завете, как о самом спелом плоде и высшем
Hosted by uCoz