Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 217 
Next page End  

не видя других заслонять шорами вид на соседнюю достижимую ниву познания, для того,
чтобы дышать в глубине земли, недоступной эмпирическому по знанию. Всякий раз, когда
не проявляя небрежности из-за кажущегося удобства, находят какое-нибудь различие, будет
ощущаться потребность обратить внимание на другие различия в принципе неизбежно
су-ществующие, всякий раз, когда к неизвестным свойствам, стоящим в функциональной
связи с прежде найденными, приставить «в интеллек дозорщика», тогда увеличится надежда
открыть новые коррелятивы: если вопрос поставлен, то рано или поздно, смотря по степени
терпения и бдительности наблюдателя, или меньшей сложности испытываемого материала,
должен явиться ответ.
Во всяком случае, пользуясь сознательно данным принципом, не надо будет ожидать,
пока кто-нибудь по счастливой случайности, удачному течению мыслей, не откроет
постоянного совместного существования двух явлений в одном индивидууме. Научатся
тотчас же задавать себе вопрос о несомненной наличности второго явления. А ведь все
сделанные до сих пор открытия основывались на счастливой комбинации представлений в
мозгу одного человека!
Какую громадную роль играет здесь стечение обстоятельств, сводящих в нужный
момент разнородные группы мыслей пресечения. А ведь из них-то и рождаються новые
взгляды, новое миросозерцание!
Уменьшить эту роль и пользоваться ей только в отдельных необходимых случаях
способна только, кажется мне, новая постановка вопроса.
При следовании действия за причиной является психологическая потребность
поставить вопрос, потому что нарушение постоянства и непрерывности в данном
психическом состоянии тотчас же действует волнующим образом, вызывает Vitaldefferenz
(Авенариус).
Вот почему этот метод может оказать большую службу деятельности исследователя,
ускорить развитие науки, признать применимость коррелятивного принципа (принципы
соотношения), значит признать метод, который в силу своей производительности мог бы
способствовать созданию все новых и новых взглядов.
Глава VI.
Эмансипированные женщины
Непосредственным дополнением к дифференциально-психологическому применению
принципа половых промежуточных форм является прежде всего теоретическое и
практическое разрешение вопроса, которому собственно и посвящена эта книга. Вопрос этот
разрешается здесь постольку, поскольку он не имеет отношения с теоретической стороны к
энтологии и политической экономии, т. е. социальным наукам в широком смысле слово, а с
практической – к правовому и хозяйственному строю, иначе говоря, социальной политике. Я
имею в виду женский вопрос. Ответ, который думает дать эта глава, не исчерпывает
проблемы, поставленной нашими иследованием: он лишь предварительный, так как из
указанных до сих пор принципов ничего более вывести нельзя, основывается он всецело на
самых обыденных фактах единичном опыта, от которых невозможно возвысится до
всеобщих законов, имеющих глубокое значение. Практическое указание, какое даст наш
ответ, не является максимом нравственного поведения, которое должно или может
регулировать будущий опыт, это, только выведенные из прошлого опыта технические
правила для социально-диетического пользования. Я поступаю так на том основании, что
здесь еще не хочу устанавливать мужского и женского типов, чем занимается вторая часть
иследования. Это предварительное расследование должно только привести те
характерологические выводы из принципа половых промежуточных форм, которые имеют
для женского вопроса известное значение.
Из предыдущего довольно ясно, как мы применим наши принципы. Именно: у каждой
женщины потребность и способность к эмансипации основана на имеющейся у нее части М.
Hosted by uCoz