Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 217 
Next page End  

пикантности, гораздо больше внимания, чем при равных условиях, творчество мужчин. К
созданиям женщины всегда относятся более снисходительно, не предъявляя к ним глубоких
требований. Если произведение было хорошо, ему всегда давали несравненно высшую
оценку, чем в том случае, когда мужчина создал бы нечто совершенно подобное. Это в
особенности наблюдается теперь: женщины постоянно достигают большей известности за
произведение, которое вряд ли было бы отмечено, если бы оно было созданием мужчины.
Пора наконец обособить и разъединить эти явления. Пусть возьмут для сравнения, как
масштаб, создания мужчин, которые ценятся историей литературы, философией, наукой и
искусством, и сейчас же увидят, какое довольно значительное число женщин, считаемых
духовно-одаренными натурами, тотчас же съежится самым плачевным образом. Правда,
нужно иметь много благосклонности или нерешительности, чтобы придавать хоть частицу
значения таким женщинам, как Анжелика Кауфман, м-м Лебрен, фернан Кабал-леро,
Гросвита фон Гандерсгейм, Мари Сомервилль, Джорж Эджертон, Елизавета
Баррет-Браунинг, Софи Жермен, Анна Мария Шурман или Сибилла Мериан. Я не говорю
уже о том, насколько высоко ценятся женщины, приведенные раньше, как пример
viragines(мyжecтвeнныx женщин, какова например Дросте-Гюльсгоф). Я не буду разбирать
размер тех лавров, которые пожинают современные художницы. Достаточно общего
утверждения, что ни одну из всех высокоодаренных жен-щин(даже самых мужественных)
нельзя сравнить с мужскими гениями пятого и шестого разряда, каковы, например, Рюккерт
среди поэтов, ванДейк в живописи и Шлейермахер в философии.
Если мы оставим пока в стороне истерических визионерок, каковы, например, сибиллы,
дельфийские пифии, Буриньон и Клеттенберг, Жанна де ла Мотт-Гюон, Иоанна Саускот,
Беата, Стурмин или святая Тереза, то все-таки останутся такие явления, как, например,
Мария Башкирцева. Она (посколько я могу вспомнить ее портрет) была, правда,
выдающегося женственного сложения. За исключением лба, который произвел на меня
впечатление мужественности. Но кто видел в Salles des entagers парижского Люксембурга ее
картины, повешенные рядом с картинами ее возлюбленного Бастиен-Лепажа, тот знает, что
она не менее совершенно переняла его стиль, как Оттилия почерк Эдуарда в гетевских
«Wahlverwandschaften». Очень длинный список образуют еще те случаи, когда свойственный
всем членам семьи талант, случайно с большой силой проявляется в женщине. Не нужно,
конечно, считать ее гениальной, ибо только талант передается по наследству, но не гений.
Маргарета ван Эйк, Сабина фон Штейнбах являются здесь образцами длинного ряда
художниц; о них Эрнест Гуль, чрезвычайно благосклоный ко всем занимающимся
искусством женщинам, говорит следующее: «Нам определенно известно, что они
направлялись в искусстве отцом, матерью или братом, другими словами причину их
художественного призвания нужно искать в их собственной семье. Есть сотни женщин, о
которых история умалчивает, ставших художницами именно благодаря подобному
влиянию». Чтобы оценить значение этих цифровых данных, нужно принять во внимание, что
Гуль говорит перед этим приблизительно о тысяче имен известных нами художниц.
Этим я оканчиваю исторический обзор эмансипированных женщин. Он вполне
установил, что настоящая потребность к эмансипации и истинная к ней способность
предполагает в женщине мужественность.
Ведь огромное число женщин, которые, наверно, меньше всего жили искусством или
наукой, у которых это занятие заменяет обычное «рукоделие» и в безмятежной идиллии их
жизни обозначает только препровождение времени – затем все те женщины, у которых
умственная или художественная деятельность представляет только напряженное кокетство
перед лицами мужском пола, эти две болящие группы должны быть исключены из чистом
научного исследования. Все остальные выказывают при ближайшем рассмотрении все
признаки половых промежуточных форм.
Если потребность в освобождении и в одинаковом с мужчиной положении свойственна
только мужественным женщинам, то совершенно справедлив индуктивный вывод, что Ж не
чувствует никакой потребности к эмансипации, хотя это положение выведено только из
Hosted by uCoz