Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 217 
Next page End  

согласуется то явление, что всякий, просто считающий себя лицом женского или мужского
пола, видит свое дополнение или просто в «мужчине», или просто в «женщине»'.
Однополый характер человека лучше всего подтверждается следующим фактом,
теоретическое значение которого вряд ли можно переоценить: в сношениях двух
гомосексуальных людей тот, кто берет на себя психическую и физическую роль мужчины,
обязательно в случае долгой связи сохраняет свое мужское имя или принимает его, тогда как
другой, играющий роль женщины, или оставляет свое женское имя, или дает себе его, а еще
чаще, довольно характерно, получает его от других. Поэтому, в половых сношениях двух
лесбиянок или двух гомосексуалистов, одно лицо всегда выполняет функции мужчины,
другое – всегда женщины. Отношение М и Ж обнаруживается здесь в решающем случае, как
что-то фундаментальное, как нечто, чего нельзя обойти.
Несмотря на все половые промежуточные формы, человек в конце концов все-таки
одно из двух: или мужчина, или женщина. В этой древней эмпирической двойственности
заключается (не только анатомически и не только для каждого конкретного случая в
закономерном и точном согласовании с морфологическим состоянием) глубокая истина и
пренебрегать ею нельзя безнаказанно.
Этим, по-видимому, сделан шаг громадной важности, и благодетельной, и роковой для
всего дальнейшего. Мое мировоззрение устанавливает уже известное бытие. Исследовать
значение этого бытия и есть задача всего последующего изложения. Но так как с этим
проблематическим бытием непосредственно связана основная трудность характерологии, то
прежде чем приступить с наивной храбростью к работе, нужно хоть немного
ориентироваться в этой щекотливой проблеме, о порог которой может запнуться всякая
решимость.
Всякому характерологическому исследованию приходится бороться с огромными,
благодаря сложности материала, препятствиями. Часто бывает, что дорога, как будто уже
проложенная в лесной чаще, снова теряется в дикой заросли, и нить совершенно путается в
бесконечном клубке. Самое худшее то, что относительно метода систематического
изложения уже добытого материала, относительно принципиального толкование успешных
начал исследования – вновь подымаются серьезные сомнения, главным образом, в
правильности принципа установления типов. Например, в вопросе половых
противоположностей оказалось приемлемым только род полярности обеих крайностей и
бесконечного ряда ступеней между ним. Нечто подобное полярности, по-видимому, можно
применить и к большинству остальных характерологических явлений, о которых я буду
говорить впоследствии. (Такое толкование предугадывал еще пифагорец Алкемеон из
Кротона); в этой области натурофилософия Шеллинга, быть может, переживет еще иное
удовлетворение, чем то возрождение, которое думал дать ей один физик и химик наших
дней.
Но основательна ли надежда исчерпать индивидуум прочной установкой его
положения в определенном пункте линии, соединяющей две крайности, даже бесконечным
нагромождением числа таких линий, создав систему координат для бесконечно многих
измерений? Ожидая совершенного описания человеческого индивидуума в форме какого-то
рецепта, не подойдем ли мы снова к определенной конкретной области, догматическому
скептицизму, махо – юмовского анализа человеческого « Я» Не ведет ли нас род
вейсмановской Determinanten– Atomistik к мозаической психогномике, после того как мы
отошли от «мозаичнои психологии»?
Снова стоим мы перед старой и вечно новой проблемой: есть ли в человеке единое
простое бытие, и как оно относится к безусловно существующему в нем многообразию? Есть
ли душа? Каково отношение ее к душевным явлениям? Понятно теперь, почему до сих пор
не существовало никакой характерологии. Объект этой науки, характер, сам по себе
проблематичен. Проблема всякой метафизики и теории познания, высший принципиальный
вопрос психологии, составляет также и проблему характерологии, проблему «до всякой
характерологии рассматриваемую, как научную систему». По крайней мере, это – проблема
Hosted by uCoz