Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 217 
Next page End  

автобиографию, подчиняясь исключительно своему внутреннему влечению, то это
несомненно признак его гениальности. Ибо в истинно верной памяти лежит корень
благочестия. Гениальный человек никогда не расстанется со своим прошлым, даже если ему
взамен этого обещают величайшие сокровища мира, само счастье. Желание пить из Леты –
черта, свойственная средним, слабым людям. Прав Гете, говоря, что гениальный человек
очень часто с отчаянной резкостью нападает на других людей за их пошлые взгляды,
которые в свое время были и его взглядами. Но он ведь никогда не позволит себе
вышучивать свои поступки и потешаться над своим прежним образом мыслей и жизни.
Очень модные в настоящее время «самопобедители» заслуживают решительно всего, только
не этого имени. Это все люди, которые в шутливом тоне рассказывают другим, как они
прежде во все верили, как они теперь все это «преодолели». Одно можно сказать про них:
как мало серьезного было в их прошлом, так же мало серьезного и в их настоящем. Главным
является для них инструментовка, ничуть не мелодия: ни одна из стадий «побежденного» не
имела действительно глубоких корней в их психике. В противовес этому следует только
обратить внимание, с какой благоговейной заботливостью описывают великие люди в своих
автобиографиях даже самые незначительные подробности из своей жизни: для них прошлое
и настоящее равноценны, для тех же ни прошлое, ни прошедшее не имеет особого значения.
Великий человек чувствует, как все, даже самое незначительное, второстепенное,
приобретало в его жизни особое значение, способствовало его общему развитию, отсюда;
дух благочестия в его мемуарах. Подобная автобиография рождается не сразу. Мысль о ней
возникает не вдруг, а как бы всегда таится в нем. Его новые переживания приобретают для
него особый выдающийся смысл потому, что непосредственно перед его духовными очами
стоит и вся прошлая жизнь. Отсюда – он и только он обладает судьбою. Из этого ближайшим
образом вытекает то обстоятельство, что великие люди более суеверны, чем люди средние.
Суммируя все сказанное, мы приходим к следующему выводу:
Человек тем более гениален, чем больше значения имеют для него все вещи.
В ходе исследования это положение, обнимающее собою универсальное сознание и
универсальную память, получит еще другой, более глубокий смысл.
Какое положение занимает женщина во всех разобранных нами вопросах, на это
нетрудно ответить. Истинная женщина никогда не приходит к сознанию судьбы, своей
судьбы. Женщина, не героична, так как в лучшем случае она ведет борьбу за предмет своего
обладания, она не трагична, так как ее участь определяется участью этого предмета.
Лишенная непрерывности, она лишена и благочестия. И в самом деле, благочестие –
добродетель чисто мужская. Человек прежде всего является благочестивым по отношению к
самому себе, а это – условие благочестия ко всем прочим людям. Женщине нужно очень
мало для того, чтобы совершенно расстаться со своим прошлым. Если уместно употребить
слово ирония, то можно без колебания сказать, что мужчина никогда так иронически и
насмешливо не отзывался о своем прошлом, как это часто делает женщина даже до брачной
ночи. Нам еще представится много случаев показать, что помыслы женщины всегда
направлены на вещи, которые прямо противоречат благочестью. Что же касается благочестия
вдов, то об этом предмете я предпочитаю совершенно умолчать. Наконец, суеверие женщин
психологически сильно отличается от суеверия гениальных людей.
То отношение к своему прошлому, которое находит свое выражение в благочестии и
основывается на непрерывной памяти, связанной в свою очередь с апперцепцией, может
быть прослежено на многих других явлениях и подвергнуто более глубокому анализу.
Прежде всего мы остановимся на следующем положении: наличность у человека
какого-либо отношения к своему прошлому или отсутствие его находится в самой тесной
внутренней связи с тем – ощущает ли этот человек потребность в бессмертии или он остается
равнодушным к мысли о смерти.
Вопрос о потребности в бессмертии считается в настоящее время очень устарелым и на
него склонны смотреть несколько свысока. С проблемой, возникающей на основании этой
потребности, разделываются непростительно легко не с одной только онтологической
Hosted by uCoz