Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 217 
Next page End  

является общим и глубоким определением ее. Но оно представляет собою первый
специальный закон всякой теории ценности.
Достаточно будет совершить беглый обзор некоторых явлений, чтоб убедиться в
правильности выставленного положения. Люди очень мало придают значения убеждению,
которое еще недавно родилось в сознании человека. Они вообще не считаются с мнением
человека, взгляды которого находятся еще в процессе течения, изменения и т. д. Напротив,
неутомимое постоянство всегда внушает нам уважение, даже в том случае, когда оно
проявляется в неблаговидных формах жажды мести и упрямства. Оно чарующе действует на
нас даже тогда, когда проявляется в безжизненных предметах. Вспомним только «аеге
parennis» у поэтов и 'quarante siecis» египетских пирамид. Слава, которая выпала на долю
человека, светлая память, которую он оставил по себе, все это обесценивается в наших
глазах вместе с мыслью, что они преходящи. Разнообразные изменения, которые
претерпевает на себе человек, тоже не являются предметом особенного восхищения для него.
Правда, когда ему говорят, что он каждый раз проявляет себя с новой стороны, то он будет
горд и доволен и этим свойством. Но причина этой гордости лежит в том постоянстве, в той
закономерности, с какой проявляется в нем эта разносторонность. Для людей, которые
устали жить, не существует никаких ценностей, они не видят ничего интересного для себя в
упомянутом постоянстве. Сюда же относится боязнь вымирания рода и исчезновения имени
человека.
Всякая социальная оценка, единственным выражением которой являются
законодательные акты и договоры, уже с самого момента своего возникновения претендует
на непреложность и полнейшую независимость от влияний времени, хотя бы обычай и
повседневная жизнь наносит ли ей очень существенные изменения. Это относится и к тем
правовым нормам, сила которых (по точному смыслу их) должна сохраниться в течение
только определенного промежутка времени. Здесь время фигурирует в качестве величины
постоянной, но не переменной, взависимости от которой непрерывно или с перерывами
изменялась бы вся совокупность отношений. Этим обясняется тот факт, что вещь обладает
тем большей ценностью, чем продолжительнее ее существование. Никто не подумает, что
контрагенты особенно заинтересованы в предмете договора, если он заключен только на
весьма короткое время. Точно такое же отношение проявляют к нему и сами контрагенты.
Отсюда, несмотря на всевозможные обстоятельства, вечные подозрения и недоверие, с
которым они относятся друг к другу. В выдвинутом нами ранее законе лежит единственное
объяснение того факта, что человеческие мысли направлены далеко за пределы смерти.
Потребность в наличности ценностей проявляется в общем стремлении освободить вещи от
всякой зависимости от времени это стремление сказывается даже на таких отношениях,
которые так или иначе изменяются «в связи со временем», например, на богатство и
владение, на все, что мы привыкли называть «земными благами». В этом лежит глубокий
психологический момент завещания, оставления наследства. Не забота о своих родных
создала этот институт. И человек, лишенный семьи и родственников, составляет завещание.
Более того: можно с уверенностью сказать, что делает это он с большей серьезностью и
вдумчивостью, чем отец семейства, так как у него ведь больше риска совершенно исчезнуть
с лица земли, из памяти других людей.
Великий политик и властелин, в особенности же деспот, власть которого кончается
вместе с его жизнью, старается придать ей известную ценность. Этого он достигает только
тем, что связывает эту власть с чем-нибудь вневременным: кодексом, биографией (Юлий
Цезарь) или всякого рода грандиозными просветительными учреждениями и коллективными
научными работами, музеями и коллекциями, постройками из твердого камня (saxa loquntur)
или, оригинальнее всего, созданием или упорядочением календаря. Кроме того, его мысль
направлена на то, чтобы сохранить власть в течение всей своей жизни. Для этого
недостаточно только обменяться договорами, которые взаимно связывают стороны. или
заключить какой-нибудь дипломатический брак, которым прочно укрепил бы
соответствующие родственные отношения. Сообразно основной идее подобного стремления,
Hosted by uCoz