Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 217 
Next page End  

деятельности существует какая-то потребность в невременности, волевое тяготение к
ценности. Это именно тяготение, которое по своей глубине может быть без всякого опасения
поставлено наряду со «стремлением к власти», совершенно отсутствует у индивидуальной
женщины, по крайней мере в форме стремления к вневременности. В очень редких случаях
женщины дают какие-либо указания на дальнейшую судьбу имущества после их смерти: это
лишний раз доказавает, что женщина лишена потребности в бессмертии. Ибо в завещании
лежит дух чем-то высшего, более общего. Именно это и является причиной, отчего люди так
свято соблюдают волю завещателя.
Потребность в бессмертии есть только частный случай из того общего закона, что
только вневременные вещи поддаются положительной оценке. В этом законе лежит связь
упомянутой потребности с памятью. Память человека о разнообразных переживаниях
пропорциональна тому значению, которое имели для него эти переживания. Как ни
парадоксально они звучат, однако следует признать глубокую истину в словах: ценность, –
это то, что создает прошлое. Только то, чему при-дается значение положительной ценности,
вырывается памятью из когтей времени. Отсюда следует, что психологическая жизнь,
поскольку она рассматривается как положительная ценность, должна, как целое, подняться
над категорией времени путем вечной длительности, простилающейся далеко за пределы
физической смерти человека. Она ни в коем случае не должна быть только функцией
времени. Этим мы уже несравненно ближе подошли к самому глубокому мотиву жажды
бессмертия. Сознание того, что со смертью окончательно теряет значение наша
ослепительная, яркая индивидуальная жизнь, которая таким образом превращается в
бессмыслицу, – это сознание ведет нас к жажде бессмертия. Ту же мысль, только другими
словами, выразил Гете Эккерману (4 февраля 1829 года).
Интенсивнее всех ощущает эту потребность бессмертия гений. Это свойство находится
в самой тесной связи с другими качествами его природы, которые мы уже успели раскрыть.
Память есть полнейшая победа над временем только в том случае, если она выступает в
своей универсальной форме, как у универсального человека. Откуда следует, что гений один
только и является человеком вневременности, по крайней мере, это является его идеалом.
Он, как видно из его бесконечной, сильной жажды бессмертия, человек с интенсивнейшим
стремлением к вневременному, с властным тяготением к ценности.
Но вот глазу представляется еще более удивительное совпадение. Вневременность
гения обнаруживается не в одном только отношении к отдельным моментам его жизни. Она
проявляется также в отношении к тому периоду времени, который считают его созданием и
который называют «его временем». К последнему он de facto не имеет никакого отношения.
Не время рождает гения, он не продукт времени. Очень мало чести делают гению,
оправдывая его существование только временем, Карлейль вполне справедливо указал на то,
как многие эпохи ждали гения, как сильно они в нем нуждались, а он все же не являлся.
Появление гения должно остаться мистерией, от разрешения которой человек благоговейно
должен отказаться. Так же, как причины появления гения не могут быть разрешены одним
только временем и результаты его жизни не могут быть приурочены к определенному
времени (это совпадение составляет вторую загадку). Произведения творчества гения живут
вечно. Влияние времени на них ничуть не отражается, они делают гения бессмертным.
Таким образом, можно говорить о вневременности гения в трояком отношении свойственная
ему универсальная апперцепция в связи с тем фактом, что он всем своим переживаниям
придает значение ценности, лишает эти переживания характера чего-то временного,
преходящего его появление в определенную эпоху не может быть объявлено характером
этой эпохи, наконец, произведения его чувства не связаны ни в каком отношении со
временем, ни с тем временем, которое совпадает с его существованием, ни с тем, которое
предшествовало или следует за этим временем.
Здесь мне представляется счастливый случай ответить на один вопрос, который к
моему великому изумлению до сих пор едва ли кем-нибудь был задет. Вопрос этот
заключается в том, существуют ли и среди животных (или растений) такие существа,
Hosted by uCoz