Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 217 
Next page End  

раскаянии. Но никто до сих пор еще не в состоянии был иначе объяснить эти факты. Никого
также нельзя было убедить, что тот или иной поступок он обязательно должен был
совершить. В долженствовании и здесь лежит залог возможности. Человек отлично может
понимать все причинные факторы, все мотивы, побудившие его к какому-нибудь низкому
поступку, тем не менее он будет утверждать, а в данном случае особенно настойчиво, что его
умопостигаемое «я» совершенно свободно, что оно могло поступить иначе, а потому вся
вина за этот поступок падает на упомянутое «я».
Правдивость, чистота, верность, искренность по отношению к самому себе – это
единственно мыслимая этика. Существуют обязанности лишь по отношению к себе,
обязанности эмпирического «я» к умопостигаемому. Эти обязанности выступают в форме
двух императивов, которые способны нанести самое позорное поражение всякому
психологизму: в форме логической и моральной законности. Нормативные дисциплины,
психический факт наличности внутреннего голоса, который требует значительно больше
того, что содержит в себе буржуазная нравственность – это именно то, чего никакой
эмпиризм не в состоянии удовлетворительно объяснить. Его противоположность лежит в
критически-трансцендентальной, но не в метафизически-трансцендентальной методе, так как
всякая метафизика является только гипостазированной психологией, в то время как
трансцендентальная философия есть логика оценок. Всякий эмпиризм, скептицизм,
позитивизм, релятивизм. психологизм и всякие другие имманентные методы исследования
инстинктивно чувствуют, что логика и этика являются для них камнем преткновения. Этим
объясняются вечно новые и неизменно безнадежные попытки эмпирического и
психологического обоснования этих дисциплин. Об одном только забыли: испытать и
доказать эксперименталь-ность principium contradictionis.
В своей же основе логика и этика совершенно тождественны: обязанность по
отношению к самому себе. Они торжествуют свое единение в высшей ценности истины,
отрицанием которой в одном случае является заблуждение, в другом случае – ложь: истина
же едина. Всякий этический закон есть одновременно закон логический и наоборот. Не
только добродетель, но и разум, не только святость, но и мудрость являются задачей
человеки: только оба члена и совокупности составляют совершенство.
Конечно, из этики, нормы которой обладают принудительным характером, нельзя
строго логически вывести доказательство бытия, как из логики. Этика является, правда,
логической заповедью. Логика ставит совершенное существование «я», как абсолютное
бытие, перед глазами последнего. Этика же только требует этого осуществления. Этика
принимает к себе логику в качестве собственного своего содержания, в качестве своего
основного требования.
В том знаменитом месте «Критики практического разума», где Кант видит в человеке
некоторый член умопостигаемого мира («Долг! О возвышенное, великое слово…») можно с
полным основанием поставить вопрос, откуда Кант знает, что моральный закон имеет
исходной своей точкой личность? На это Кант отвечает, что он не может иметь другого
более достойного происхождения. В дальнейшем положении он не доказывает, что
категорический императив есть закон, данный нуменом. Для него уже эти два понятия,
категорический императив и нумен, с самого начала связаны между собою самым тесным
образом. Это именно и лежит в природе этики. Она требует, чтобы умопостигаемое «я»
действовало свободно, вне влияний эмпирических наслоений. Только тогда этика в
состоянии вполне осуществить бытие в его чистом виде, то бытие, о котором возвещает нам
логика и форме чего-то все-таки существующего.
Как дорожил Кант своей теорией монад, теорией души! Он ставил ее выше всяком
другого блага! Своей же теорией «умопостигаемого характера», которую совершенно
ошибочно приняли за какое-то новое-открытие и в которой думали найти отличительный
признак Кантовской философии, он хотел только выдвинуть ее научные ценности. Это ясно
видно из тех пробелов, о которых мы говорили выше.
Долг существует только по отношению к самому себе. Это являлось бесспорным для
Hosted by uCoz