Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 217 
Next page End  

Гениальным следует назвать такого человека, который живет в сознательной связи с
миром, как целым. Гениальное есть вместе с тем и истинно божественное в человеке.
Великая идея о душе человека, как о микрокосме, величайшее создание философов
эпохи Возрождения, хотя следы ее можно найти у Платона и Аристотеля, совершенно забыта
со времени смерти Лейбница. Здесь эта идея нашла применение к природе гения. Те же
мыслители хотели видеть в ней истинную сущность всякого человека.
Однако, разница между ними только кажущаяся. Все люди гениальны, и в тоже время
нет абсолютно гениального человека. Гениальность – это идея, к которой один приближается
в то время, как другой находится вдали от нее. Один подходит к ней быстро, другой только
на закате своей жизни.
Человек, которого мы признаем гениальным, это тот, который только еще прозрел и
начал уже открывать глаза другим людям. И если они в состоянии смотреть его глазами, то
это доказывает, что они уже стояли у самого порога гениальности. Посредственный человек,
даже как таковой, может стать в посредственные отношения ко всему. Его идея целого полна
каких-то неясных предчувствий, но он никак не в состоянии отождествить себя с ней. Он не
лишен возможности переживать это отождествление с помощью других и, таким образом,
составить себе картину целого. Миросозерцанием он связывает себя со вселенной, как
целым, просвещением – с единичными частями. Нет ничего, что было бы ему совершенно
чуждо. Все вещи в мире приковывают его к себе Узами расположения. Совершенно не то
происходит с животными или растениями: они ограничены, они знают не все элементы, а
только один, они населяют далеко не весь мир. Там же, где они получили всеобщее
распространение, они подпадают под власть человека, который определяет каждому из них
однообразную, неизменную функцию. Они, пожалуй, могут иметь некоторое отношение к
солнцу и луне, но у них, без мнения, нет ни «звездного неба», ни «морального закона».
Последний имеет своим источником человеческую душу, в которой скрыто все целостное,
которая в состоянии все понять, так как она сама по себе уже все: звездное небо и моральный
закон – вещи, в корне своем совершенно одинаковые. Универсальность категорического
императива есть универсальность вселенной, бесконечность вселенной – только отражение
бесконечности нравственного выбора.
О микрокосме человека учил еще Эмпедокл, могучий маг из Агригента.
Человек – единственное существо в природе, которое стоит в известных отношениях ко
всевозможным вещам в ней.
Человек, в котором это отношение не к отдельным только вещам достигло ясности и
интенсивности сознания, который совершенно самостоятельно мыслит обо всем, – это гений.
Человек, в котором можно пробудить некоторый интерес ко всяким вещам, но, если он сам
по себе интересуется только немногими из них, – то такой может быть просто назван
человеком. Учение Лейбница столь мало понятно выражает ту же самую мысль, говоря, что
и низшая монада является отражением всего мира. Гениальный человек живет в состоянии
всеобщего сознания, которое и есть не что иное, как сознание всеобщего. И в. среднем
человеке живет мировое целое, но оно никогда не доходит у него до творческого сознания.
Один живет в активно-сознательной связи с мировым бытием, другой в бессознательной,
пассивной. Гениальный человек – актуальный микрокосм, негениальный – потенциальный.
Только гениальный человек совершенен. То, что есть в человеке человеческого (в
Кантовском смысле), как нечто возможное, живет в гениальном человеке в развитом
состоянии.
Человек универсален, он содержит в себе все, он – все, а потому уже не может быть
частью всего, той частью, которая находится в зависимости от других частей.
Закономерность, этот основной принцип всех явлений природы, на него не
распространяется, так как он сам по себе составляет сущность всех законов, а потому он
свободен, как мировое целое, которое ничем не обусловлено и ни от чего зависеть не может
Гениальный человек – это тот, который ничего не забывает. Забывать значит находиться под
неотразимым влиянием времени, а потому был несвободным и неэтичным. Гениальный
Hosted by uCoz