Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 402 
Next page End  

Bulletin, 47, 39-51.
Рекомендуемая литература
Bettelheim B. (1982). Freud and man's soul. New York: Knopf.
Bowers K., Meichenbaum D. (Eds.) (1984). The unconscious reconsidered. New York: Wiley.
Breger L. (1981). Freud's unfinished journey: Conventional and critical perspectives in psychoanalytic
theory. London: Routledge & Kegan Paul.
Freeman L., Stream H. S. (1988). Freud and women. New York: Continuum.
Gay P. (1988). Freud: A life for our time. New York: Norton.
Masson J. M. (Ed.) (1985). The complete letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess, 1887-1904.
Cambridge MA: Belknap Press of Harvard University Press.
McGuire W. (Ed.) (1974). The Freud/Jung letters. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Mitchell J. (1974). Psychoanalysis and feminism: Freud, Reich, Laing, and women. New York:
Pantheon.
Roazen P. (1975). Freud and his followers. New York: Knopf.
Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл
Густав Юнг
Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень
связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к
личности, либо пересмотреть его. Фрейд привлекал и воодушевлял многих интеллектуалов,
разделявших его взгляды (Gay, 1989). Некоторые из этих ученых остались верны психоанализу как
теоретической системе; они просто отшлифовали его и приблизили к современности. Другие пошли в
ином направлении и заняли собственные, часто антагонистические позиции.
Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания
своих собственных оригинальных теоретических систем, — Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба
они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту
и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель
придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой
жизни. У других теоретиков также имелись разногласия с Фрейдом по многим позициям, и они
продолжали создавать конкурирующие между собой школы. Однако, за исключением Адлера и Юнга,
ни один из этих ревизионистов не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы
соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.
Объем книги не позволяет детально обсуждать теоретические подходы обоих ученых к
личности. Поэтому мы сосредоточим внимание на Адлере, а после обсуждения его основных концепций
уже не так детально рассмотрим стержневые идеи теории Юнга. Разумеется, оба они внесли
значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из их идей вписались в основное русло
современной психологии. Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том,
что индивидуум не может быть отделен от социума. Как и представители социально-когнитивного
направления, взгляды которых мы рассмотрим в главе 8, Адлер подчеркивал социальные
детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на
способности людей:
-
творить свою судьбу;
-
преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более
удовлетворительную жизнь;
-
совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
Как и Адлер, Юнг критиковал Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал
инстинктивным сексуальным побуждениям. Центральная тема, поднятая Юнгом, отражает идею о том,
что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. Юнг первым
из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее
разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Акцент на
личностном росте, наряду с другими основными идеями переработанной Юнгом версии классического
Hosted by uCoz