Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 402 
Next page End  

означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление
жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в
целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и
телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к
индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его
мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении
личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой
концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое
целое.
2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического
принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно
представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по
направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и
самосогласующееся целое.
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не
отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в
движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также
индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей
жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а
следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и
определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но
также находят свое место в жизни.
3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер
настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler,
1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой,
которая обеспечивает возможность
распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой
человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память,
воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом,
архитектором своей собственной жизни.
Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое,
побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической
психологии.
4. Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека
не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную
составную часть больших систем — семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и
исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека
изолированно от него» (Adler, 1956, р. 2). Ведущим в теории Адлера является положение, согласно
которому все поведение человека происходит в социальном контексте,
и суть человеческой природы
можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть
естественное чувство общности,
или социальный интерес,
врожденное стремление вступать во
взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология
полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а
конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения
настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в
современной теории психологии.
5. Индивидуальная субъективность
Hosted by uCoz