Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 402 
Next page End  

Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда
зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в
ими же созданном мире, в соответствии с их собственной «схемой апперцепции». Далее Адлер
доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями личными мнениями о настоящих и будущих
событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться
кредо «честность — лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной
жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в
соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными
или нет: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая — эффект будет
один и тот же» (цит. по Ansbacher, 1971, р. 58). В адлеровской схеме поведение четко отражает
индивидуальное субъективное восприятие реальности. Далее рассмотрим центральные теоретические
концепции, разработанные на основе этих принципов индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным
ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону
психологически более здорового поведения (Adler, 1964). В отличие от Фрейда, он сформулировал
очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения
лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на
семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль
жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.
Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал
монографию, озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации»
(Adler, 1907/1917b). В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит
человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он
предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более
восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у
каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее
успешно функционировал и, в целом, был «неполноценным» от рождения. Так, например, некоторые
люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди
могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей.
Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто
стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к
развитию выдающегося мастерства или силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект
какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и
преодолели свои трудности» (Adler, 1931, р. 248).
История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений,
являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен,
заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф,
страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой
атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую
как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности. Таким
образом, неполноценность органа,
то есть его врожденная слабость или недостаточное
функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же
может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия,
направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.
Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего
нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая
берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс
компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать
Hosted by uCoz