Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 402 
Next page End  

       таз
субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума
известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает
дополнительное объяснение.
Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более
эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не
выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что
фикция может быть полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач
стремится достичь более высокого профессионального уровня, по сравнению со своими коллегами. Но
превосходство не имеет четких границ. Она всегда может узнать еще что-то новое по своей
специальности. Конечно, она может больше времени посвящать чтению медицинских журналов. Кроме
того, она может углублять свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские
семинары. Но конечной цели — достижения превосходства — она никогда, в сущности, не достигнет в
полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня
является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты скорее всего извлекут выгоду из этого
стремления.
Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представьте,
например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека,
страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали. И,
возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции — убежденность нацистов в
превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой реальной почвы, и
все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы — выдающаяся
раса.
В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое
значение придавал Адлер телеологическому или ориентированному на цель подходу к проблеме
мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные
ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием
фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии
будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают
колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.
Мы закончили обзор основных теоретических представлений Адлера о личности. Далее
обратимся к исходным положениям о природе человека, лежащим в основе его теоретической системы.
Основные положения Адлера относительно природы человека
Многие считали Адлера «неофрейдистом», и он, несомненно, много сделал для того, чтобы
пересмотреть психоаналитическое движение как целостную теоретическую систему. Но, несмотря на
то, что по общему мнению он был на первых порах единомышленником Фрейда, многие его идеи
расходятся с традиционной психоаналитической теорией более радикально, чем можно в целом
предполагать. В действительности, внимательное ознакомление с теоретической системой Адлера
решительно наводит на мысль о том, что его, на самом деле очень далекого от неофрейдизма, наиболее
точно будет представить предвестником современной гуманистической и феноменологической
психологии. Нигде теория Адлера не раскрывается столь полно, как в его исходных положениях о
природе человека (рис. 4-1).
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Рациональность
+
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
+
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Hosted by uCoz