Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 402 
Next page End  

благодаря тому, что в течение определенного периода времени (до рождения второго ребенка) он живет
с двумя взрослыми, которые обеспечивают ему относительно «обогащенную» интеллектуальную среду.
Второй по счету ребенок, напротив, живет с двумя взрослыми, делящими свое внимание между ним и
первым ребенком. Таким образом, для второго ребенка средний уровень получаемой интеллектуальной
стимуляции несколько ниже. Данный эффект еще сильнее выражен для третьего ребенка и продолжает
усиливаться по мере увеличения количества детей в семье. Согласно объяснению Зайонца, в наиболее
невыгодном положении оказывается самый младший ребенок. Именно это и показывают
экспериментальные данные.
В других исследованиях обнаружено, что первенцы лидируют в популяции практически в
каждой области академических знаний. Например, было отмечено, что старшие сыновья преобладают
среди президентов Соединенных Штатов Америки, в то время как среди кандидатов, потерпевших
поражение на выборах в президенты, такой закономерности не наблюдается (Wagner, Schubert, 1977).
Первенцев было особенно много среди членов Конгресса США (Zweigenhalt, 1975),
а также они
преобладали среди женщин, имевших научные степени в области медицины и философии (Melillo,
1983).
Психопатология. Исследования в другом направлении, посвященные изучению связи порядка
рождения с различными психическими расстройствами, также подтвердили гипотезу Адлера. Как мы
уже упоминали, Адлер утверждал, что последнего ребенка все члены семьи балуют. Адлер считал, что
такое изнеженное воспитание может приводить к конфликту между стремлением к независимости от
других членов семьи и фактической зависимостью в том, что касается жизненных проблем. Более того,
Адлер полагал, что имеющаяся у последних детей склонность к сильной зависимости от других,
позволявшая им в детстве немедленно и без затруднений решать проблемы, может обернуться
впоследствии высокой вероятностью алкоголизма. Разделявшие это мнение Барри и Блэйн (Barry, Blane,
1977)
проанализировали множество работ, посвященных алкоголизму, с точки зрения порядкового
номера рождения этих больных. Они обнаружили, что в большинстве случаев именно младшие дети
преобладали среди алкоголиков.
Согласно Адлеру, единственные дети в семье очень эгоистичны и явно заинтересованы в том,
чтобы находиться в центре внимания. В большинстве проведенных исследований этот тезис не нашел
подтверждения. В одной работе было показано, что студенты колледжа — единственные дети
продемонстрировали большую склонность к сотрудничеству, чем первенцы или самые младшие в семье
(Falbo, 1978). Тщательное изучение литературы по этой проблеме позволило исследователям прийти к
выводу о том, что единственные дети характеризуются такой же психологической стабильностью, как и
дети, имеющие много братьев и сестер (Falbo, Polit, 1980).
То обстоятельство, что изучение влияния порядка рождения продолжает вызывать живой
интерес, говорит о значительной эвристической ценности идей Адлера. Тем не менее, вызывает
определенную озабоченность большое количество противоречивых и неоднозначных результатов по
этой проблеме, что часто обусловлено игнорированием таких факторов, как общее количество членов
семьи, разница в возрасте между сиблингами, а также социальный класс, к которому принадлежат
обследуемые.
Оценка социального интереса
Ранее упоминалось, что концепция социального интереса получила множество различных
интерпретаций. Действительно, его формулировка настолько расплывчата, что к нему очень непросто
подобрать соответствующие рабочие определения.
Кроме
того, сам Адлер возражал против
использования психологических тестов для оценки его личностных конструктов (Rattner, 1983). Однако
в психологической литературе можно найти примеры попыток создания надежных и валидных методов
самооценки для измерения социального интереса (Crandall, 1975; Greever et al., 1973; Mozdzierz et al.,
1986).
«Шкала социального интереса» (Social Interest Scale, SIS), сконструированная Крэндаллом
(Crandall, 1975, 1984), представляет собой тест из 15 пунктов. Каждый пункт включает пару личностных
черт (табл. 4-1). Испытуемому предлагают выбрать ту характеристику из пары (например, «тактичный»
или «благоразумный»), которая ему в большей степени присуща. Предполагается, что выбор таких черт,
как «сочувствующий», «помогающий другим» и «сотрудничающий» указывает на социальный интерес.
Таблица 4-1. Образцы пунктов «Шкалы социального интереса»
Hosted by uCoz