Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 402 
Next page End  

время семинаров, когда студенты должны были заниматься вместе с руководителем, решая трудные
задачи и прорабатывая сложные места в лекционном материале и учебниках.
Гвен росла единственным ребенком в семье. Ее отец был преуспевающим врачом, а мать
уважаемым преподавателем математики в старших классах школы. Дома у Гвен было материальное
изобилие, родители выполняли любую ее прихоть; она даже имела свободный доступ к кредитным
карточкам родителей. Она училась в маленьких частных школах, преподаватели уделяли ей много
внимания, и в этих условиях она успевала блестяще. Поступление в большой престижный университет
вдали от дома внесло в ее жизнь драматические перемены. Проблем, связанных с адаптацией, у нее
было больше, чем у большинства студентов. Трудности невротического характера появились у Гвен
именно в этот период.»
Исходя из основных положений теории Адлера, можно сделать вывод о том, что уровень
активности, необходимый для решения актуальных проблем, у Гвен существенно снизился. Она
стремилась к эгоцентрической цели превзойти всех. И при том, что у нее снижен социальный интерес,
она хочет и в дальнейшем жить так, чтобы другие ее баловали и все ей прощали. Результатом всего
этого и явились невротические симптомы.
Каковы причины невроза? Состояние психологического дискомфорта у Гвен, как и у других
больных неврозами, ни в коем случае не обусловлено только ее собственным поведением. Несмотря на
утверждения Адлера о том, что люди ответственны за свои действия и выбранный жизненный путь (то
есть положение свободы), он понимал, что невротический стиль жизни появляется в результате
«трудного» детства. Согласно Адлеру, те самые три фактора, которые приводят к чувству
неполноценности (неполноценность органа, чрезмерно балующее воспитание, пренебрежение
ребенком) скорее всего вызывают у него перенапряжение. Каждая из упомянутых ситуаций детства
благоприятствует развитию особенностей стиля жизни, свойственных невротикам: эгоцентризм,
отсутствие сотрудничества, нереалистичность.
Из трех перечисленных ситуаций в случае Гвен, судя по всему, имела место избалованность.
Именно она создает семейную атмосферу, в которой дети растут, получая все и ничего не давая взамен.
Благодаря своей избалованности и излишнему вниманию к себе со стороны взрослых в детские годы,
Гвен утратила социальное чувство и не научилась брать и давать взамен, что так необходимо в
отношениях сотрудничества и совместной деятельности во взрослой жизни. О ее избалованности
говорит тот факт, что она не могла посещать семинары, потому что там никто не обращал на нее
особого внимания.
В заключение следует сказать: больные неврозами — это люди, избравшие неправильный стиль
жизни в основном по той причине, что в раннем детстве они или переносили физические страдания, или
их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали. В таких условиях, согласно Адлеру, дети
становятся повышенно тревожными, не чувствуют себя в безопасности и начинают развивать стратегию
психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности. Адлер мог бы сказать, что
под внешним поведением Гвен всегда скрывается ощущение тревоги и опасности, и поэтому у нее
выработалось по крайней мере
несколько защитных стратегий, помогающих совладать с чувством
неполноценности. Ее высокомерие и отстраненность в межличностных отношениях, ее представление о
других, как интеллектуально не соответствующих ее уровню, согласуется с этой интерпретацией.
Начало невроза. В перенапрягающих ситуациях детства творческое «Я» создает то, что Адлер
называл «ошибочным», или «невротическим» стилем жизни. По существу, индивидуум,
предрасположенный к неврозу, лишенный полноценного социального интереса, выдвигает
эгоистическую фиктивную цель и поэтому лишает себя основной ценности, которую Адлер связывал с
человеческой жизнью (Adler, 1939). Как ни прискорбно, но жизнь для этого человека сопряжена с
чувством постоянной угрозы самооценке, ощущением неуверенности и повышенной
чувствительностью. (Адлер полагал, что невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане
врагов.) Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно приходит в столкновение с
необходимостью строить взаимоотношения с другими людьми. Случай с Гвен служит хорошей
иллюстрацией несовместимости невротического стиля жизни с социальным требованием
сотрудничества.
Адлер считал, что этот основополагающий конфликт появляется в связи с одной или всеми тремя
основными жизненными задачами — работой, дружбой и любовью. Вступая в конфронтацию с
задачами, требующими поддержания отношений товарищества и сотрудничества, сам невротический
стиль жизни и фиктивные цели находятся как бы в состоянии постоянной осады. То, что Адлер называл
экзогенным фактором,
всегда ускоряет появление невротических симптомов у личности с
Hosted by uCoz