Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 402 
Next page End  

подобных фиктивных целей.
Углубление самопонимания пациента. Для того, чтобы лечение продвигалось успешно,
недостаточно одного лишь понимания терапевтом ошибочного плана
жизни пациента. Последний
должен прийти к определенному уровню понимания и принятия того, что он осознал. Иначе говоря,
пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных
ими невротических симптомов. Так, Гвен необходимо осознать свою фиктивную цель
интеллектуального превосходства и тот невротический стиль жизни, который выработался у нее на
основе этой цели; также она должна осознать, что цена всему этому — саморазрушение. В конце концов
она должна понять, что психическое здоровье требует настроя на сотрудничество с другими и
готовности содействовать развитию общества.
Адлер отчетливо понимал, как следует подводить пациента к лучшему пониманию себя: «Я
обнаружил, что единственно верный путь — прослеживать невротическую линию поведения пациента
во всех его чувствах и мыслях, раскрывать ее и одновременно ненавязчиво учить пациента делать то же
самое» (Adler, 1956, р. 334). Последователи Адлера, не торопя и не задевая пациентов, последовательно
подводили их к тому этапу терапии, когда они сами хотели выслушать и понять, в чем состоит
ошибочность стиля их жизни. Как заметил выдающийся терапевт адлеровской школы Рудольф
Дрейкурс (Dreikurs, 1971), такт и избегание догматических утверждений являются в этом процессе
решающими. Поэтому, пытаясь найти объяснение тому или иному явлению, терапевт должен
употреблять выражения, подобные следующим: «Могу я сказать, что..?» или «Могло быть так, что..?» К
тому же терапевт должен давать пациенту четкие объяснения. Тогда «пациент быстро осознает и
понимает смысл своих собственных переживаний» (Adler, 1956, р. 335). Можно предположить, что,
однажды раскрыв для себя свои ошибочные цели эгоцентрического превосходства и достигнув ясного
понимания того, что болезненные симптомы являются следствием невротического стиля жизни, Гвен
переориентируется на более социально-конструктивный стиль жизни. Ей нужно будет последовательно
преобразовывать свое восприятие и понимание происходящего, начать по-другому взаимодействовать с
окружающими (например, воспринимать других иначе, чем с оценкой их интеллектуального
недоразвития), отбросить свое высокомерие и отчужденность в межличностных отношениях. Надо
отметить, что Адлер постоянно подчеркивал: в процессе терапии не терапевт, а прежде всего пациент
несет ответственность за успешный результат терапии.
Усиление социального интереса. Развитие социального интереса Адлер рассматривал как
главную цель терапии: «Все мои усилия направлены на повышение социального интереса пациента. Я
знаю, что истинная причина этого заболевания заключается в низкой способности к согласованному
взаимодействию с другими, и я хочу, чтобы пациент понял это. Как только он начнет общаться и
сотрудничать с другими на равной основе, он излечен» (Adler, 1956, р. 347). Из этой цитаты видно, что
адлеровская терапия представляет собой упражнения в сотрудничестве. Задача терапевта здесь
заключается в том, чтобы обучить пациента такому межличностному контакту с окружающими,
который способствует перенесению пробудившихся социальных чувств пациента на других людей.
Этого терапевты добиваются, поощряя проявления социального сотрудничества у пациента, а также
добиваясь ослабления его чувства превосходства при одновременном росте социального интереса.
Осуществляя терапевтическую задачу — развивать у пациента социальное чувство — терапевт
адлеровской школы как бы с запозданием берет на себя материнскую роль. По мере повышения уровня
социального интереса в ходе лечения эгоистические цели пациента заменяются полезными жизненным
целями. Он становится увереннее и смелее, начинает жить без проявлений психологической защиты
(невротических симптомов), служащих оправданием ошибочного стиля жизни.
Усиление социального интереса представляет собой род переориентации и перевоспитания
пациента, то есть тех процессов, реализацию которых ученики Адлера рассматривали как наиболее
важный этап в терапии (Ansbacher, 1977). Того, что Гвен просто осознает свой невротических стиль
жизни, явно недостаточно — она должна предпринять усилия для его изменения. Она должна прийти к
пониманию того, что в ее план жизни больше не входит достижение безоговорочного
интеллектуального превосходства над другими. Она должна принять свое место в обществе, увидеть и
выбрать для себя социально полезные цели, а также научиться неуклонно достигать этих целей. И тогда
на смену «ошибочному» придет более здоровый стиль жизни, и исчезнут невротические симптомы.
Теперь обратимся к другому последователю Фрейда. Здесь перед нами пример того, как
освобождение от влияния ортодоксальной психодинамической теории привело к поразительно
отличному подходу к личности. Мы продолжим наше обсуждение результатов пересмотра
психоанализа концепцией Карла Густава Юнга, которого многие считают одним из самых выдающихся
Hosted by uCoz