Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 402 
Next page End  

персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную
сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной
жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое
значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и
отчужденным от истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему
миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.
Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные
мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник
жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция
эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону
нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто
выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной
природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную
женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная
мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что
в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как
считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как
результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до
некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а
для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие
архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось
развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои
феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества,
так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится
односторонний рост и функционирование личности.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину
личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута
интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в
понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. К процессу
самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.
Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности
(абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически
выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в
религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей
стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души —
сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь
невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип
самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души,
сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства,
настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные
направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (Jung, 1921/1971). Согласно
теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно
становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему
миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает
отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт,
напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан,
стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.
Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует.
Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как
ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом
Hosted by uCoz