Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 402 
Next page End  

человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно.
Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости»,
являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема
стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и
гуманистической теориях личности.
<С позиции теории Юнга,
самореализация посредством непрекращающейся творческой
деятельности способствует большей продолжительности жизни.>
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление
единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении
уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший
название индивидуация.
Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий
процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем
конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей
уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким
образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные
качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается
энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации,
очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией.
Он считал, что эта конечная стадия
развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же
достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему
большинству людей.
Заключительные комментарии
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре
личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и
не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание
бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну
интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов (Dry, 1981;
Stevens, 1983). К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и
даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника
гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди
интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности
аналитической психологии и согласие со многими ее положениями (Mattoon, 1981). Теологи, философы,
историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно
полезными в своей работе.
Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его
основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти,
причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно
было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг
скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей (Hillman, 1979). За исключением
использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов (Jung, 1909/1973), Юнг искал
подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих
пациентов.
Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории, касаются почти исключительно
его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник
самооценки «Индикатор типа Майерс-Бриггс» (Myers, McCaulley, 1985), предназначенный для
измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в
которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в
индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности
(Cann, Donderi, 1986; Carlson, 1980; Fling et al., 1981). Однако значение полученных результатов данных
снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных
типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других
теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве
эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.
Hosted by uCoz