Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 402 
Next page End  

психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он
отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был
восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но
предпочел отказаться из
солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и
общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).
Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-
психологии.
В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, —
частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу
он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение
следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития,
первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».
В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных
наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970
года.
После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы
жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей,
преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое
исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило
Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме
этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое
исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964а); «Идентичность: кризис юности» (1968а), а
также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963b). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и
студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики
психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов» (Coles, 1970). Несмотря на уже немолодой
возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в
Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы»
(1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии
ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978);
«Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).
Эго-психология: результат развития психоанализа
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он
неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие
концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и
биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем
важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что
сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее
именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как
автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная
адаптация;
параллельно
идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека,
названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что
эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные
решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется,
пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями,
Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи
восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго,
Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все
более и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с
родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние
родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в
которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми,
принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с
Hosted by uCoz