Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 402 
Next page End  

меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от
младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских
переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.
И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение
психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на
личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может
привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь
внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его
теория ставит во главу угла качества эго,
то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные
периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции
Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о
том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям,
противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис
представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению
жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных
проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с
дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его
жизни.
Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом.
Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие.
Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их
прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех
более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает
фрейдовскую
структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений,
многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в
классическом психоанализе.
Эпигенетический принцип
Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что
человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.
Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом
созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен
готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого
социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека
принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также
поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» (Erikson, 1963a,
р. 270).
В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных
стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его
утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности»,
который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «???» означает
«после», a «???????» — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая
стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о
том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем
развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия
сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как
следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований,
предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла
человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической»)
эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется
индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели
Hosted by uCoz