Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 402 
Next page End  

Развитие личности: психосоциальные стадии
Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей
жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания
отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.
1. Младенчество: базальное довериебазальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый
год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности
является общее чувство доверия;
другие ученые называют ту же самую характеристику
«уверенностью». Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает
социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство
определенности лишь частично осознается в период младенчества.
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит
от качества получаемой им материнской заботы.
«Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому
обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка
и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять, в том понимании
слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни.
Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства
тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других» (Erikson, 1963a, р. 249).
Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской
нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости,
постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не
только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в
особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с
биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может
переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.
Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса, глубоко
проанализирован Эриксоном. Он связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребенком —
причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это
способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за
свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она
будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон
также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери
главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время
беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец,
родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие
себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с
общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу
неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно
Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая
депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.
Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие —
недоверие» (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого
или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма доверие—недоверие
будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является
центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные
последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает
возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на
протяжении следующих стадий своего развития.
Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно
чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять,
чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо.
Эта способность
предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для
Hosted by uCoz