Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 402 
Next page End  

том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.
Наконец, степень инициативности, приобретаемой ребенком на этой стадии развития, Эриксон
увязывает с экономической системой общества. Он утверждает, что потенциальные способности
ребенка трудиться продуктивно в будущем, его самодостаточность в контексте данной социально-
экономической системы существенно зависят от его способности разрешить кризис вышеописанной
фазы.
4. Школьный возраст: трудолюбиенеполноценность
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет («школьный возраст») и
соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода
ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни
характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине,
а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами
(Piaget, 1983). Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего
пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к
приобретению новых навыков и успеху.
Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и
социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями,
инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью
взрослого. Наоборот, в тех культурах, где имеется своя письменность, детей прежде всего учат грамоте,
которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных
профессиях и видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре детей обучают по-разному, они
становятся повышенно восприимчивыми к технологическому этосу [Этос (от греч. «????» —
«обычай», «нрав», «характер») — совокупность стабильных черт. (Прим. перев.)]
своей культуры и
своему тождеству с ним.
Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать
технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему
данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из
чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими
людьми и школой, где им дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального
мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то,
чему я научился».
Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности,
или
некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих
способностях или статусе в среде
сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются
установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в
том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое
положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и
достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно
функционировать в существующем мире.
Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от
школьной успеваемости (по крайней мере, в тех культурах, где есть письменность). Эриксон
усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно,
если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии
с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной
обществом ролевой иерархии. (Карл Маркс писал, что такие люди подчиняются «ремесленной
тупости».) Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим
работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности —
уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может
оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила
компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и
политической жизни.
5. Юность: эго-идентичность—ролевое смешение
Hosted by uCoz