Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 402 
Next page End  

Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается
очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый
(от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными
социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая
предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес Эриксона к подростковому
возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем
другие стадии развития эго.
Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе
предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с
которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени
знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-
скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность,
которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.
Эриксон (Erikson, 1982) подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая
пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт
внутри самого эго — то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается
на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности
группы сверстников. Следовательно, эго-
идентичность можно определить следующим образом.
«Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую
революцию, прежде всего пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно,
часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с
тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они
культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня... Появляющаяся
интеграция в форме эго-идентичности — это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в
детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда
успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей
индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго-идентичности
представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять
внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его
тождественности и целостности, данной другими» (Erikson, 1963а, р. 261).
В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое:
молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим
себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и
смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и
целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими
раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в
какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их
появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия.
Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние
планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом
межличностного общения посредством обратной связи.
В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути
оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии,
философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с
весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из
собственного ограниченного опыта. Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего
единства идеалов становится умом идеологическим» (Erikson, 1968b, p. 290). Таким образом, «диффузия
идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию,
носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум,
страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых
представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и,
возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится
психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.
Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной
идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего
детства, развитие личной идентичности происходит
под сильным влиянием тех социальных групп, с
Hosted by uCoz