Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 402 
Next page End  

лишает их возможности вступать в глубокие доверительные отношения.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность—
изоляция, — это любовь.
В дополнение к ее романтическому
и эротическому смыслу Эриксон
рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим
отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в
отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика.
По Эриксону,
нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и
социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют
личной жертвы. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к
вступлению в следующую стадию психосоциального развития.
7. Средняя зрелость: продуктивность—инертность
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема —
выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью
человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором
будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен
или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что
могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Это утверждение
Эриксона основано на его убежденности в том, что эволюционное развитие «сделало человека в равной
степени обучающим и обучающимся животным» (Erikson, 1968, р. 291). Таким образом, продуктивность
выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену — о том, как помочь им
упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство
самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков. Однако продуктивность присуща
не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство молодыми людьми.
Взрослые, отдающие свое время и силы молодежным движениям, таким как Лига молодежи,
бойскаутские и герлскаутские организации и другие, также могут быть продуктивными. Творческие и
производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения
к поколению (например, технические изделия, идеи и произведения искусства). Итак, основной темой
психосоциального развития личности во второй фазе зрелости является забота о будущем благополучии
человечества.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что
преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии —
забота.
Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота — это психологическая
противоположность безразличию и апатии. По Эриксону, она представляет собой «расширение взятых
на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес»
(Erikson, 1982, р. 67). Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой
не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.
<Продуктивность проявляется в заботе человека о благополучии следующих поколений.>
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние
поглощенности собой, при котором основным предметом заботы
являются личные потребности и
удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С
утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества —
жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это
явление — «кризис старшего возраста» — общеизвестно. Он выражается в чувстве безнадежности,
бессмысленности
жизни. Согласно Эриксону, главным психопатологическим проявлением в возрасте
средней зрелости является нерасположенность заботиться о других людях, делах или идеях. Все это
имеет самое прямое отношение к человеческим предрассудкам, разного рода разрушительным
явлениям, жестокости и «влияет не только на психосоциальное развитие любого индивидуума, но и
имеет отношение к таким отдаленным проблемам, как выживание рода» (Erikson, 1982, р. 70).
8. Поздняя зрелость: эго-интеграция—отчаяние
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время,
когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих
Hosted by uCoz