Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 402 
Next page End  

Эриксона по девяти основным положениям о природе человека.
Основные положения Эриксона относительно природы человека
Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: «Когда один человек надстраивает
теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не всегда следует каждому принципу
своего предшественника» (Coles, 1970, р. XX). Положения Эриксона в самом деле отличаются от
фрейдовских. Его позиция в отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 5-
1.
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Рациональность
+
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
+
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Рис. 5-1. Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода—детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изначально
детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расширяющейся сферой
социальных отношений индивидуума дает сложную систему поведенческих детерминант. Воспитание в
родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной
культуры — все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности,
результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически полностью обусловлены
влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свойственных остальным четырем стадиям, в
меньшей степени зависит от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека,
особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и
предыдущий, и актуальный кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблюдается некоторое
подтверждение положения о свободе, согласно которому индивидуумы сами несут ответственность за
свои успехи и неудачи.
Хотя Эриксон рассматривает ид как биологический фундамент личности, он не всецело
привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он рассматривает эго как
автономную личностную структуру, которая существенно меняется на отрезке жизни от юности и
дальше. В отличие от Фрейда, Эриксон не считает, что личность полностью складывается под влиянием
детского опыта. Тем не менее, жизненный выбор взрослых всегда несет на себе отпечаток ограничений,
налагаемых никогда не прекращающимся влиянием детского опыта. Например, трудно достичь
интимности в периоде ранней взрослости, если ранее не было сформировано чувство базального
доверия. Итак, по шкале свобода—детерминизм больший вес получает детерминизм.
Рациональность—иррациональность. В том, что психосоциальное развитие автономного эго
вызывает наибольший теоретический интерес Эриксона, выражается его неизменная приверженность
положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таковые представляют главный
аспект функционирования эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре
последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.
Как и другие эго-психологи психоаналитической ориентации, Эриксон понимает, что недооценка
рациональности в объяснении поведения человека являлась недостатком Фрейда. Однако он часто
утверждал, что поддерживает психоаналитическую традицию и принимает концепции Фрейда как
таковые — например, биологические и сексуальные основы личности и ее структурную модель (ид, эго
и суперэго). Не выходя за пределы психоаналитического каркаса, Эриксон переместил акцент на эго,
сознание и рациональность. Он видит в людях гораздо больше рассудочности, чем Фрейд.
Холизм—элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению холизма в описании
Hosted by uCoz