Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 402 
Next page End  

человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции развития, согласно которой люди проходят
через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее
глубокие кризисы — например, кризис эго-идентичности, кризис эго-интеграции — и всегда действуют
в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.
Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух
концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интеграция (поздняя зрелость). В первом
случае, согласно теории Эриксона, люди проживут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у
них разовьется стабильное чувство преемственности между прошлым и будущим. Отдельные
проявления поведения подростков можно понять только при условии интегрирования их в контекст
целостного гештальта, характерного для кризиса «эго-идентичность — ролевое смешение». В течение
периода зрелости и пожилого возраста человек пытается охватить сознанием свою жизнь как единое
целое, понять ее значение и увидеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в
ключе холистического понимания кризиса «эго-интеграция — отчаяние». Таким образом, в
эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного
цикла, который проходит при постоянном влиянии сложного контекста окружающей среды.
Конституционализм—инвайронментализм. Тяготение Эриксона к инвайронментализму
выражается в том, что особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам
родительского воспитания, культуры и истории. Жизненный путь человека следует понимать только в
контексте этих внешних влияний. Полнота разрешения психосоциальных кризисов раннего возраста
зависит в основном от родительского воспитания; сама же практика воспитания обусловлена
культурными и историческими факторами. Разрешение последующих психосоциальных кризисов
является функцией от взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями,
предоставленными культурой. Инвайронментализм Эриксона распространяется очень широко. Тем не
менее, эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон
разделяет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.
Изменяемость—неизменность. Теория Эриксона, бесспорно, построена на положении
изменяемости. Он тщательно обрисовал направление, в котором совершенствуется эго — через
определенную последовательность психосоциальных стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и
в старости до самой смерти. Напомним, что каждая стадия характеризуется специфичным для нее
кризисом развития. В зависимости от того, как разрешается кризис, рост личности индивидуума идет в
том или ином направлении. Короче говоря, Эриксон описывает человека постоянно
эволюционирующим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой
стадии.
Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными изменениями. Если
посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида, то мы увидим, что люди в
нескончаемой борьбе решают все новые и новые проблемы, связанные с их развитием; они переживают
поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества эго и меняются. Разногласия между
Эриксоном и Фрейдом по вопросу об изменяемости —
неизменности являются, возможно, самыми
решающими в их теоретических позициях. Для Фрейда личность взрослого человека полностью
детерминирована взаимодействиями, которые имели место в первые годы его жизни. Напротив,
Эриксон настаивает на том, что развитию человека нет пределов — оно происходит на протяжении
всего жизненного цикла.
Субъективность—объективность. Основные понятия, использованные Эриксоном для
описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, надежда), имеют отношение к
значимым субъективным переживаниям человека. Более того, способность каждого человека
справиться с данным психосоциальным кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое
всегда индивидуально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодействию
биологического созревания с расширяющимся социальным миром. Биологическое созревание не
является индивидуально уникальным. Эриксон рассматривает его в постоянном взаимодействии с
объективными внешними факторами (например, с семьей и обществом). В этом смысле
психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно,
указывает на приверженность Эриксона положению объективности.
Проактивность—реактивность. Индивидуум в системе Эриксона в начале своего развития
обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, переходя из одной психосоциальной
стадии в другую, становится более проактивным. Фактически успешное разрешение первых четырех
кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прелюдией к проактивному
Hosted by uCoz