Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 402 
Next page End  

функционированию на последующих стадиях. Однако на протяжении ранних стадий биологическое
созревание накладывает ограничения на возможности человека выстраивать поведение по собственному
усмотрению.
В описании Эриксоном последующих четырех стадий от юности до старости, наоборот, ясно
выражена идея о том, что люди способны к внутренней регуляции своего поведения. Такие понятия, как
поиск эго-идентичности, интимность, продуктивность и эго-интеграция, лучше раскрываются в
контексте проактивности. Итак, в теоретической схеме Эриксона люди на протяжении большей части
своей жизни, в целом, проактивны. Однако, по мере продвижения от одной стадии к другой, развитие
человека зависит от его реакций на биологические, социальные и исторические реалии. И в этом
широком смысле можно считать, что во взгляде Эриксона на природу человека имеет место некоторое
признание реактивности.
Гомеостаз—гетеростаз. С точки зрения Эриксона, люди постоянно принимают вызов в ходе
каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для
человека вырасти и расширить свои возможности. Успешно разрешив один кризис, человек
продвигается в своем развитии к следующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть
принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личностного роста и
ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.
Еще одним свидетельством принципа гетеростаза у Эриксона является тот факт, что
благополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предоставляет индивидууму все больше
возможностей для роста и самореализации. Например, весь период зрелости (примерно 45 лет жизни)
описан в терминах продуктивность—застой. Использование этих понятий отражает наличие
внутренних связей между личностным ростом и здоровым развитием в теории Эриксона. Однако
наблюдаемая у него тенденция склоняться в сторону гетеростаза несколько сдерживается тем
обстоятельством, что он разделяет позицию Фрейда относительно биологического, инстинктивного
фундамента личности. Люди стремятся к росту и развитию, но оно возможно только в пределах
ограничений, обусловленных их инстинктивными резервами. Таким образом, степень принятия
Эриксоном положения гетеростаза лучше всего охарактеризовать как умеренную.
Познаваемость—непознаваемость. Несмотря на то, что Эриксон согласен с некоторыми
традиционными психоаналитическими концепциями личности, он сформулировал и новые идеи,
основанные на различных клинических, антропологических и психоисторических исследовательских
стратегиях. Некоторые признаки принятия положения полной познаваемости природы человеческой
личности содержатся в его всеобъемлющей концепции жизненного цикла человека. Тем не менее, тот
факт, что он опирается на междисциплинарные исследования, проводимые за рамками «основной»
науки, наряду с отсутствием в его теории строго научных методов исследования личности, наводит на
предположение о том, что его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от
абсолютной. По сравнению с Фрейдом Эриксон кажется менее убежденным в неоспоримости научной
познаваемости человека.
Теперь обратимся к эмпирической проверке теории Эриксона и рассмотрим некоторые
исследования, ей посвященные.
Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
Теория Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию (Papalia, Olds, 1986;
Santrock, 1985). Его идеи нашли применение в области дошкольного обучения, профессионального
консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса. Надо отметить также, что Эриксон проводил
широкие психоисторические исследования, посвященные таким известным лицам, как Мартин Лютер,
Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Джордж Бернард Шоу. Психоистория это форма исследования, в
котором осуществляется попытка соотнести основные темы жизни человека с историческими
событиями и обстоятельствами (Crosby, Crosby, 1981; Runyan, 1982). Характерное для последнего
времени повышение интереса персонологов к биографическим и автобиографическим методам
изучения личности в значительной степени обязано работам Эриксона по психоистории
(Moraitis,
Pollack, 1987).
Несмотря на свою популярность, теория Эриксона не вызвала появления впечатляющего
количества эмпирических исследований. Отчасти отсутствие систематических исследований,
посвященных данной теории, можно объяснить тем фактом, что ее идеи сложны и абстрактны. Более
Hosted by uCoz