Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 402 
Next page End  

завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой
человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция -и отчужденность (Fromm,
1941/1956). В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было
характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение
большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная
степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном
западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления
ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и
женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических,
экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре)
потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм
полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей
в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает
чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей
жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными
с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно
Фромму, от экономических и политических систем общества.
Механизмы бегства
Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности,
сопутствующие свободе? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность.
Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первый из
них —
авторитаризм,
определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то
внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“» (Fromm, 1941/1956, р. 163).
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской
форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость,
подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других,
доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно
присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может
добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать
подчиненных. Второй способ бегства —
деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается
преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм
и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного
подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм
применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно
таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой;
он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится
абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть» (Fromm, 1941/1956, р. 208).
Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере
большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью
автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют
те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их
культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы,
существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства
одиночества и отстраненности.
Позитивная свобода
Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения
единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует
себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.
Достижение позитивной
свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную
активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней
Hosted by uCoz