Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 402 
Next page End  

не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными
эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом,
что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло
на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это
повлияет на других.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически
здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них
здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду
своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией
и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные
желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта
зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить
жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290).
Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они
есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к
достижению лично значимых и реалистичных целей.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ
отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило:
«Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективностью». Тем самым он имел в виду, что у
зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях.
Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному
самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные
аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, — это
способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же
продолжать ценить его.
<Зрелые люди способны посмеяться
над собой; они могут увидеть абсурдные стороны жизни,
которую им выпало прожить вместе с остальным человечеством.>
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть
целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в
собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать
интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей,
содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут
формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь.
Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь —
по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по
этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор
неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия
жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает
значимость и смысл практически всему, что делает человек.
Теперь обратимся к основным положениям, лежащим в основе диспозициональной теории
личности Олпорта.
Основные положения Олпорта относительно природы человека
Всю свою жизнь Олпорт вел борьбу с теми, кто утверждал, что именно их собственные системы
дают единственно правильный способ понимания человеческого поведения. В частности, он находился
в разногласии с представителями психоанализа и бихевиоризма, ввиду недооценки последними
уникальных, осознанных и динамических аспектов личности. Олпорт в большей степени, чем кто-либо
другой, отстаивал разносторонний подход к изучению личности. Он считал, что почти все теории
содержат находки, принципы и подходы, являющиеся важными для нашего понимания человеческого
опыта и поведения. В то же время он был убежден в том, что другие теории неоправданно игнорируют
здоровую, зрелую личность.
«Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых
и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие
теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько
Hosted by uCoz