Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 402 
Next page End  

   ентализм
стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» (Allport, 1955, р. 180).
Доводы, лежащие в основе неприятия Олпортом психоанализа и бихевиоризма, становятся более
понятными и очевидными, если рассмотреть его основные представления о человеческой сущности
(рис. 6-3).
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Рациональность
+
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
+
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Рис. 6-3. Позиция Олпорта по девяти основным положениям, касающимся человеческой природы.
Свобода—детерминизм. Олпорт поддерживал концепцию свободы в большей степени, чем
любой другой упомянутый нами персонолог, за исключением Альфреда Адлера. Эта позиция была
четко сформулирована в опубликованной беседе между Олпортом и Ричардом Эвансом: «Я бы сказал,
что у нас больше свободы, чем это признает большинство современных психологов. Но я бы не стал,
однако, настаивать и на абсолютной, неограниченной свободе, как это делают некоторые
экзистенциалисты. Истина лежит где-то посередине» (Evans, 1971, р. 59).
Представление Олпорта о свободе наиболее ясно выражено в его трактовке развития
индивидуума. Он рассматривал личностный рост как активный процесс «становления», в котором
индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни. Таким
образом, под контролем «Я» находится, по крайней мере, некоторая часть «динамической
организации», столь важной в олпортовском определении личности.
Однако концепция черт личности ставит серьезные ограничения на степень свободы в поведении
человека. То есть, будучи сформированными, черты в значительной мере определяют восприятие и
поступки индивидуума. Как объяснялось ранее, черты личности являются мощными регуляторами как
выбора ситуации, так и реакций на различные стимулы. Таким образом, поступки человека
инициируются и направляются его специфическими характеристиками. Олпорт также полагал, что во
влиянии на поведение человека центральную роль играют ситуационные детерминанты. Следовательно,
признавая за человеком значительно большую свободу выбора, чем это обычно принято в психоанализе
или бихевиоризме, теория Олпорта дает основание оценить положение свободы как незначительно
выраженное.
Рациональность—иррациональность. Олпорт был чрезвычайно привержен точке зрения,
согласно которой человеческие существа действуют рационально. И в самом деле, он настойчиво
опровергал мнение Фрейда о главенствующей роли неосознанных, иррациональных элементов в
человеческом поведении (Allport, 1961). Он соглашался с Фрейдом в том, что такие силы действительно
доминируют в жизни людей с эмоциональными нарушениями — это именно то, что отличает больных
неврозом от здоровых индивидуумов. Но Олпорт утверждал, что Фрейд заблуждается, полагая, что
бессознательные процессы являются доминирующими в поступках здоровых и разумных людей. Зрелые
люди в значительной мере способны к сознательным, рационально обоснованным поступкам; они
выстраивают свою жизнь сообразно целям, перспективным планам и жизненной философии — и все это
основывается на трезвой оценке реальной действительности.
Вера в рациональность человека подчеркивается практически во всех теоретических
формулировках Олпорта. Например, по его мнению, первостепенным критерием адекватности теории
мотивации является то обстоятельство, что эта теория рассматривает мотивацию в качестве фактора,
придающего динамическую силу познавательным процессам человека — таким, как мышление,
планирование и намерения (Allport, 1961). Он также рассматривал «Я» в качестве регулятора,
играющего центральную роль в развитии проприума. И наконец, следует вспомнить, что Олпорт
включал в описание зрелой личности наличие реалистичных взглядов, мастерства или умения, и
притязаний. Это означает, что такие люди знают, что им надо и как этого добиться. Короче говоря,
Hosted by uCoz