Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 402 
Next page End  

человек, по Олпорту, в высшей степени рационален.
Холизм—элементализм. В теории Олпорта можно отметить сложное переплетение положений
холизма и элементализма, хотя первое выражено значительно сильнее. Чтобы понять расстановку сил,
вспомним, что единицей анализа, по Олпорту, является черта личности. Согласно Олпорту, людей
можно изучать посредством исследования черт, что следует рассматривать как очевидный
элементалистский подход в персонологии. И все же Олпорт утверждал, что индивидуума невозможно
понять полностью, если ограничиться лишь исследованием каждой черты в отдельности. Полагая, что
при изучении индивидуума важна некая система «изменений или концептуальных схем» (черт
личности), Олпорт придерживался мнения, что черта должна быть соотнесена с общей структурой
личности, частью которой она является (Evans, 1971).
Таким образом, в основе элементов, черт, лежит унифицирующая, целостная сущность —
проприум, включающая все аспекты личности, составляющие внутреннее единство (Allport, 1955).
Более того, наиболее существенным элементом этой личностной целостности является присущее ей
проприативное стремление (Allport, 1961). Личность скорее является непрерывно устремленным
единством, направленным на достижение отдаленных целей, задач и идеалов, а не просто статичным
единством в какое-то данное время. Признавая эмпирическую необходимость изучения «элементов» в
персонологии, Олпорт считал, что их невозможно понять должным образом в отрыве от целостного
каркаса соответствующего проприативного стремления.
Конституционализм—инвайронментализм. В своей концепции природы человека Олпорт
подчеркивал почти совершенный баланс между конституцией человека и окружающей его средой. Он
считал, что генетические факторы и окружающая среда равнозначны в своем влиянии на поведение
человека.
По Олпорту, ни наследственность, ни окружающая среда в отдельности не определяют
направления формирования личности. Умственные способности, интересы, отношения, ценности и
иные личные характеристики формируются именно
благодаря взаимному воздействию
наследственности и окружающей среды. Не сомневаясь, что психология должна еще многое изучить в
вопросе точного механизма воздействий генетики и окружающей среды (Evans, 1971), Олпорт считал,
что оба фактора имеют одинаковое значение в функционировании человека.
Изменяемость—неизменность. В теории Олпорта изменяемость и неизменность присутствуют
в равной мере. Ключ к пониманию первого фактора можно найти в выражении «динамическая
организация», которое является центральным в его определении личности. Это определение
подразумевает, что какой бы сложившейся ни являлась личность, всегда существует по крайней мере
еще одна возможность для ее роста и развития в течение жизни. Однако по-настоящему роль
изменчивости в теории черт раскрывается в концепции мотивации Олпорта. В его теоретической
системе люди характеризуются как целеустремленные, ориентированные на будущее и постоянно
растущие. Как мы отмечали в главе 1, одним из индикаторов положения изменчивости в любой теории
является концепция, объясняющая как люди могут совершенно оторваться от своего прошлого. Такую
концепцию Олпорт обнаружил в функциональной автономии мотивов. В соответствии с этим подходом,
мотивы человека могут изменяться на протяжении жизни, и в этом смысле может изменяться и сам
человек.
Положение неизменности в равной мере присутствует в теории Олпорта. Читателю лишь следует
внимательно посмотреть на само название — теория черт личности — чтобы понять ее идею. Черты
объясняют устойчивое поведение человека в различных ситуациях и с течением времени. Подобный
подход предполагает наличие у людей по крайней мере нескольких важных элементов, остающихся
довольно стабильными во времени. Далее, что тоже указывалось в главе 1, положение неизменности
может быть обнаружено в выделении центральных личностных структур, являющихся
основополагающими для регуляции поведения. Этому описанию вполне соответствует определение
черт личности по Олпорту. Его концепция проприума как субъективного центра личности также
подтверждает наличие стабильности. Таким образом, общая теоретическая позиция Олпорта занимает
промежуточное положение на оси изменяемость—неизменность.
Субъективностьобъективность. Несмотря на интерес Олпорта к уникальности отдельной
личности, он не считал субъективность (субъективный опыт) особо решающей в понимании человека.
Действительно, в своем подходе к изучению личности он считал особенно важной уникальность.
Однако в его системе уникальность следует скорее искать в динамической организации
индивидуальных склонностей, а не в понятии субъективного индивидуального опыта. Таким образом,
существует разница между концепциями уникальности и субъективности. В своей теории Олпорт
Hosted by uCoz