Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 402 
Next page End  

Кенрик и Стрингфилд (Kenrick, Stringfield, 1980) предложили испытуемым опросник
самооценки, охватывающий 16 черт личности, а затем показали, насколько поведение этих людей,
связанное с данной чертой, варьирует от ситуации к ситуации. Кроме того, испытуемые ставили
отметки рядом с каждой из 16 черт: по этим отметкам делался вывод о том, какие черты личности сами
испытуемые считали у себя более устойчивыми, а какие — нет. И наконец, Кенрик и Стрингфилд
использовали ответы друзей и родителей испытуемых — заполняя данный опросник, те оценивали их
личностные особенности. Средняя корреляция между показателями самооценки и оценками родителей
и друзей составила r = +0,25. Однако при проверке гипотезы о том, что некоторые люди могут быть
более постоянными, чем другие, относительно определенной черты личности, получилась иная картина.
В частности, когда Кенрик и Стрингфилд рассматривали только «наиболее устойчивые» черты по
субъективной оценке испытуемых, выяснилось следующее. Корреляция между показателями
самооценки и оценками родителей испытуемых составила r = +0,62; между показателями самооценки и
оценками друзей —
r = +0,61; между оценками родителей и друзей —
r = +0,61. С другой стороны,
когда исследователи брали лишь ту черту, которую каждый субъект отмечал как «наименее
устойчивую», три аналогичных оценки составили соответственно +0,16, +0,12 и +0,39. Эти результаты
наводят на мысль о том, что определенные черты личности устойчивы у тех людей, которые сами
считают себя постоянными в отношении этих черт. Следует, однако, отметить, что Кенрик и
Стрингфилд не ранжировали показатели фактического поведения у своих испытуемых. Мишель и Пик
(Mischel, Peake, 1982, 1983) показали, что исследования, в которых применялся указанный метод,
давали высокий уровень достоверности прогноза лишь в том случае, когда использовались оценки
какой-либо глобальной черты личности, а не фактического поведения. Тем не менее, исследования
последних лет подтвердили полученные результаты, и все больше персонологов считают этот метод
потенциально пригодным для предсказания поведения людей, у которых определенная черта является
выраженной (Baumeister, Tice, 1988).
Интеракционизм. Споры между сторонниками теории черт личности и сторонниками
ситуативных факторов в последние годы практически прекратились. Теперь многие персонологи
признают, что важными детерминантами поведения являются как черты личности, так и ситуационные
переменные. Идея подхода, получившего название интеракционизм, заключается в необходимости
обращать больше внимания на то, каким образом взаимодействие черт личности и ситуаций влияет на
поведение человека. Эта идея имеет длинную историю. В действительности, еще в 1937 году Олпорт
писал, что «черты характера часто проявляются в одной ситуации и отсутствуют в другой» (Allport,
1937, р. 331). Надо воздать ему должное за то, что еще более 50 лет назад он наметил в психологии
личности тему, актуальную и в наши дни. Мы еще вернемся к значению интеракционизма в обзоре
социально-когнитивной теории Альберта Бандуры в главе 8.
А сейчас рассмотрим прикладное значение теории Олпорта.
Применение: изучение ценностей
Как уже отмечалось в этой главе, в своем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал
важность объединяющей философии жизни. Он также утверждал, что такая философия основана на
ценностях,
то есть на убеждении человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. Полагая,
что усилия человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями, Олпорт взялся за
задачу их выявления, определения и измерения. То, что его научный поиск увенчался успехом,
демонстрирует хорошо известный личностный тест, в создании которого он принимал активное
участие, — «Тест изучения ценностей». Этот тест был впервые опубликован в 1931 году, и в наше
время мы пользуемся его третьим изданием (Allport et al., 1960). В контексте теории черт данный тест
иллюстрирует попытку Олпорта разложить чрезвычайно сложную составляющую личности (ценности)
на измеряемые опытным путем элементы.
Для решения этой сложной задачи Олпорту нужна была концептуальная модель, которая могла
бы объяснить различия в системах ценностей у индивидуумов. Необходимую модель он нашел в работе
Эдуарда Шпрангера (Eduard Spranger), европейского психолога. В своей книге «Типы людей» (1922)
Шпрангер вывел шесть основных типов ценностей. Представленные как основные альтернативные
направления ценностных ориентаций (а не как шесть типов личности), эти ценности присущи в
различной мере всем людям; они являются стержневыми в человеческой жизни (Allport, 1961). Итак, ни
один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций;
Hosted by uCoz