Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 402 
Next page End  

В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался
главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием
он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему
интересу к социальным проблемам. Игнорируя советы друзей и одноклассников, Кеттел решает
посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. В 1929 году он получает звание доктора философии в
Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента
у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа.
После получения докторского звания в области психологии в течение пяти лет (1932-1937)
Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк, где
провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком
Колумбийского университета Е. Л. Торндайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В
1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором
психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в
Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30
лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил
свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал
Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 года он становится
консультирующим профессором при Гавайском университете,
а также почетным профессором в
Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.
Один из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за
свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. Наиболее достойны внимания следующие
его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и
фактическое исследование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и
способностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987).
Теория черт личности: основные концепции и принципы
Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и
более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что
адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие
индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей
среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды
взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория
функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах
исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются
мультивариативная статистика и факторный анализ.
Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в
данной ситуации (Cattell, 1965). Будучи сторонником математического анализа личности, он
придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения
спецификации.
Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной
степенью точности, имеет вид:
R = f (S, Р).
Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он
делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей
ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации
показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от
комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с
ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.
Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации.
Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты,
которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение
человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того,
необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации.
Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании
его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность. Поэтому
Hosted by uCoz