Navigation bar
  Print document Start Previous page
 213 of 402 
Next page End  

гораздо большее значение, чем Кеттел.
Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в
основе его иерархической модели личности. Был описан личностный
опросник Айзенка, а также
проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между
интровертами и экстравертами.
Вопросы для обсуждения
1. Выберите какого-нибудь человека, которого вы хорошо знаете, и перечислите его или ее
существенно важные индивидуальные характеристики. Являются ли эти характеристики тем, что
Олпорт подразумевает под центральными диспозициями? Насколько полезна концепция центральных
диспозиций для описания личности повседневным, разговорным языком?
2. Перечислите те черты личности, которые вы считаете своими собственными основными
чертами. Полностью ли этот список охватывает ваше собственное интуитивное чувство
индивидуальности (ваше субъективное ощущение того, кем вы являетесь как целостная личность)?
Считаете ли вы также необходимой концепцию проприума для полного описания вашей
индивидуальности? Что конкретно добавляет концепция проприума к вашему собственному описанию,
и что отсутствует в вашем списке центральных черт?
3. Что вы думаете о выдвинутой Олпортом концепции «функциональной автономии»? Могут ли
люди на самом деле разорвать свои мотивационные связи с прошлым, или эта концепция является
теоретическим заблуждением? Подкрепите свои аргументы примерами.
4. Насколько шесть характеристик «зрелой личности» по Олпорту соответствуют вашему
собственному представлению о том, что составляет здоровую личность? Можете ли вы назвать какую-
либо особенность, которая могла бы быть у здоровой личности и оказалась никоим образом не
совместимой с шестью характеристиками Олпорта?
5. Каковы основные этапы факторного анализа для идентификации основополагающих черт
структуры индивидуума? Почему, как вы считаете, Кеттел и Айзенк расходятся во взглядах на
количество главных черт, формирующих личность и определяемых методом факторного анализа?
6. Чем отличаются подходы Олпорта, Кеттела и Айзенка к классификации черт личности?
Приведите примеры, иллюстрирующие понимание каждым из теоретиков термина «черта личности».
Согласны ли — и если да, то до какой степени — эти трое теоретиков в том, что поведение человека
определяется взаимодействием черт с ситуациями?
7. Согласны ли вы с Айзенком в том, что за основные особенности человеческого поведения
ответственны главным образом три главные черты (типы) индивидуума? Согласны ли вы с Айзенком,
что индивидуальные вариации в каждом диапазоне черт отражают нейрофизиологические различия?
8. Какие можно выделить главные различия в поведении между интровертами и экстравертами,
на основе приведенных здесь результатов исследований? Как в таком исследовании измеряется степень
интроверсии—экстраверсии?
9. Согласны ли вы с Мишелем в том, что люди обнаруживают гораздо меньше постоянства в
различных ситуациях, чем это декларируется приверженцами теории черт? Каковы некоторые из
контраргументов, опровергающих позиции Мишеля, приводимых сторонниками теории черт?
Глоссарий
Вторичная диспозиция (Secondary disposition). По Олпорту черта, очень мало или вовсе не
влияющая на поведение, такая как склонность к специфической пище.
Динамическая черта (Dynamic trait). По Кеттелу черта, активирующая и направляющая
субъекта к конкретным целям в данной ситуации.
Диспозициональное направление (Dispositional perspective). Подход к индивидууму, особо
выделяющий устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие
постоянство поведения человека с течением времени и с изменением ситуаций.
Идеографический подход (Idiographic view). Подход к изучению личности, при котором
уникальность каждого человека является первичной целью исследования. Впервые введен Олпортом.
Изучения ценностей тест (Study of Values). Личностный тест самооценки, разработанный
Hosted by uCoz