Navigation bar
  Print document Start Previous page
 222 of 402 
Next page End  

основные закономерности, присущие всем организмам.
Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного субъекта, не требует
традиционных статистических методик, которые большинство студентов-психологов осваивают в ходе
обучения. Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении
несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной
или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма
в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся
результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то, говорил Скиннер, что
психология как наука о поведении должна иметь своей целью. Взгляд Скиннера на психологию можно
подытожить его заявлением (Skinner, 1956), в котором он цитирует Павлова: «Управляйте вашими
обстоятельствами, и вы увидите закономерности».
Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ
поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, реальные и обусловленные
взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды
(стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть
очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие из
функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении. Практической целью
является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые
позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким
образом, психологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее открывать законы,
относящиеся к поведению отдельных организмов.
Личность с точки зрения бихевиористского направления
Сейчас мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к экспериментальному подходу
для изучения поведения. А как же изучение личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском
бескомпромиссном подчеркивании функционального, причинно-следственного анализа поведения?
Говоря кратко, ответ на последний вопрос «нет», если принимаются во внимание установленные
научные критерии. Как мы убедились, например, Скиннер не принял идею о личности или самости,
которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного
анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то похожего на дух, который изнутри
двигает тело (Skinner, 1989). И он не принял бы объяснение, подобное этому: «Преподобный Джонс и
еще 980 членов секты „Народный храм“ совершили самоубийство в джунглях Гайаны, потому что они
были эмоционально неустойчивы».
Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных
особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.
«В поведенческом анализе человек рассматривается как организм... который обладает
приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] — не порождающий фактор; он локус, точка, в
которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном
действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет
идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не
имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет
себя таким же образом» (Skinner, 1974, p. 167-168).
Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного
характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В
соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в
терминах интеракций поведение—окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и
воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека — только терять время.
Респондентное и оперантное поведение
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности
поведения: респондентное и оперантное. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного
научения, мы сначала обсудим респондентное поведение.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным
Hosted by uCoz