Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 402 
Next page End  

оно действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут
неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия
рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание.
Теперь, когда мы познакомились с природой оперантного научения, будет полезно рассмотреть
пример ситуации, встречающейся почти в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно —
оперантное научение поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и
немедленная реакция родителей — выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как
внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно
обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей
утверждают, что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием внимания, все
же многие родители упорно подкрепляют последний.
Могут ли родители устранить обусловленное поведение плача или ребенку уготована судьба
быть «плаксой» на всю жизнь? Уильямс (Williams, 1959) сообщает о случае, который показывает, как
обусловленный плач был подавлен у 21-месячного ребенка. Из-за серьезного заболевания в течение
первых 18 месяцев жизни ребенок получал повышенное внимание от своих обеспокоенных родителей.
Фактически, из-за его крика и плача, когда он ложился спать, кто-то из родителей
или тетя, жившая
вместе с этой семьей, оставались в его спальне до тех пор, пока он не засыпал. Такое ночное
бодрствование обычно занимало два-три часа. Оставаясь в комнате, пока он не засыпал, родители,
несомненно, давали позитивное подкрепление поведению плача у ребенка. Он прекрасно
контролировал своих родителей. Чтобы подавить это неприятное поведение, врачи велели родителям
оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. Через семь ночей
поведение плача фактически прекратилось. К десятой ночи ребенок даже улыбался, когда его родители
уходили из комнаты, и можно было слышать его довольный лепет, когда он засыпал. Через неделю,
однако, ребенок сразу начал кричать, когда тетя уложила его в постель и вышла из комнаты. Она
возвратилась и осталась там, пока ребенок не заснул. Этого одного примера позитивного подкрепления
было достаточно, чтобы стало необходимым во второй раз пройти через весь процесс угасания. К
девятой ночи плач ребенка наконец прекратился, и Уильямс сообщил об отсутствии рецидивов в
течение двух лет.
Режимы подкрепления
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться,
а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.
Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима
применяемого подкрепления. Режим подкрепления — правило, устанавливающее вероятность, с
которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление
подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом
непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения,
когда организм учится производить правильную реакцию. В большинстве ситуаций повседневной
жизни, однако, это либо неосуществимо, либо неэкономично для сохранения желаемой реакции, так как
подкрепление поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным. В большинстве случаев
социальное поведение человека подкрепляется только иногда. Ребенок плачет неоднократно, прежде
чем добьется внимания матери. Ученый много раз ошибается, прежде чем приходит к правильному
решению трудной проблемы. В обоих этих примерах неподкрепленные реакции встречаются до тех пор,
пока одна из них не будет подкреплена.
Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого,
или частичного, подкрепления влияет на
оперантное поведение. Хотя возможны многие различные режимы подкрепления, их все можно
классифицировать в соответствии с двумя основными параметрами: 1) подкрепление может иметь
место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента
предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления); 2) подкрепление может
иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или
случайное количество реакций (режим пропорционального подкрепления). В соответствии с этими
двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления.
1. Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме организм
подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций.
Hosted by uCoz