Navigation bar
  Print document Start Previous page
 231 of 402 
Next page End  

всеобъемлющей теории личности или нет, но Скиннер имел глубокое влияние на наши представления о
проблемах научения человека. Философские положения, лежащие в основе системы взглядов Скиннера
на человека, четко отделяют его от большинства персонологов, с которыми мы уже познакомились.
Основные положения Скиннера относительно природы человека
Так как Скиннер отрицал интрапсихическое объяснение поведения, его концепция человека
радикально отличается от концепций большинства персонологов. Кроме того, его основные положения
о человеческой природе четки и определенны. Позиция Скиннера, касающаяся этих положений,
показана на рис. 7-2.
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Рациональность
Не применимо
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
Не применимо
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Рис. 7-2. Позиция Скиннера по девяти основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода—детерминизм. По Скиннеру, мы, люди, абсолютно зависимы от нашего прошлого
опыта. Более точно, наше поведение есть продукт предшествующих подкреплений, мы делаем то, что
уже было подкреплено в прошлом. Индивидуальные различия в поведении происходят исключительно
в результате различного прошлого подкрепления, так как свобода в принципе не допускается в
экспериментальном анализе поведения. Фактически Скиннер утверждал, что детерминистское
положение является абсолютной необходимостью для науки о поведении человека: «Если мы хотим
использовать методы науки в сфере изучения человека, мы обязаны предположить, что поведение
закономерно и обусловлено» (Skinner, 1953, р. 6).
В системе Скиннера ребенок обладает бесконечным числом возможностей для усвоения
поведения. Именно родители первыми подкрепляют и таким образом формируют развитие в
определенных направлениях, ребенок будет вести себя соответственно их поощрениям. Поведение,
после которого устойчиво отсутствует подкрепление, не будет прочным. Постепенно, по мере развития,
поведение ребенка принимает такие формы, которые напрямую зависят от постоянного опыта научения.
В более традиционных, «нескиннеровских» терминах — возникает «личность» ребенка.
По мере того как социальный мир ребенка расширяется, существенное влияние на формирование
поведения приобретают другие источники подкрепления. Школа, занятия спортом, мнение подростков
становятся особенно важными и обычными источниками подкрепления. Принцип бихевиоральной
детерминации посредством подкрепления остается тем же самым — меняются только виды и источники
подкрепления. Тип подкреплений, относящийся к сексу и карьере, появляется позже. Став взрослым,
человек ведет себя в соответствии со своим прошлым уникальным научением; можно предположить,
что поведение индивида изменится только вследствие применения соответствующего подкрепления. В
процессе развития ранее подкреплявшееся поведение выпадает из репертуара в результате либо
неподкрепления, либо наказания, исходящего из актуального социального окружения. Короче, никто не
имеет свободы выбора собственного поведения — напротив, поведение формируется исключительно
внешними подкреплениями.
Рациональность—иррациональность. Скиннер рассматривал организм человека как «черный
ящик». То, что в ящике могут протекать рациональные и/или иррациональные процессы, может быть
интересной гипотезой — но ни та, ни другая возможности не имеют ничего общего с объяснением
поведения человека. Наоборот, поведение является только функцией его последствий или правомерных
отношений стимул — реакция. То, что поступает в ящик, то, что выходит из ящика, и то, что следует за
этим — суть единственные релевантные переменные, необходимые в анализе поведения, а не то, что
Hosted by uCoz